Привет, дорогие читатели. В этой статье вы узнаете, что такое метр, такт и музыкальный размер.
В музыке всегда есть определенная пульсация, чередование равных по времени ритмических единиц или долей. Но для того, чтобы музыка не была монотонной и приобрела некий смысл, нужно какую-то долю сделать тяжелее, сильнее, то есть выделить или акцентировать ее. Так и появились сильные доли, которые чередуясь со слабыми образуют то, что называется метр. Это не только упрощает понимание музыки для слушателя, но и необходимо для музыканта. Отчасти потому так важен дирижер, который помогает исполнителям играть вместе за счет показа сильных и слабых долей.
Но как показать в нотах, где находится сильная доля? С помощью тактовой черты.
Она ставится перед каждой сильной или первой долей. Расстояние от одной тактовой черты до другой называется такт.
А как определить сколько сильных и слабых долей в такте? Размер.
Он обозначается дробью. Дробная черта не ставится, так как ей служит средняя или третья линейка нотоносца. Верхняя цифра – это количество долей, а вот нижняя это их качество, а именно длительности.
Получается, что размер – это очень удобная вещь! Стоит в самом начале произведения после скрипичного ключа и знаков, если они есть, и говорит исполнителю: «Привет, друг! Знай, что в каждом такте 2 доли каждая из которых равна четверти, первая сильная, а вторая слабая».
Вы можете спросить: «ну и как мне эта информация должна упростить жизнь?».
Все исполнители считают. Начинающие всегда, и я тоже советую так делать вслух или про себя. Профессионалы делают это только при первой читке произведения с листа или в ритмически сложных местах. Размер говорит исполнителю, как нужно считать.
Итак, как научится считать? Возьмем размер 2/4. Сначала просто ровно стучим. Поставьте метроном, чтоб делать это действительно ровно. А теперь выделим сильную долю, и говорим вслух или про себя: «раз, два, раз два, раз, два».
Браво! Вы научились считать четвертями. В размере ¾ доли будут «раз два три», в четырех четвертях «раз два три четыре».
Можно считать восьмушками. Продолжайте стучать с метрономом, но теперь между долями говорите «и»: «раз и два и и».
Вы великолепны. При счете 16-ми просто растягиваете слово раз или «и», например «рааз ии дваа ии».
Чтоб посчитать восьмую с точкой и шестнадцатую или пунктир, считайте вот так: «раз и на два и, раз и на два и».
Особые виды ритмического деления считать веселее всего. Все делают это по-разному. Но квинтоли лично я считаю, как «небо синее»,
Секстоли – «солнышко красное». На каждый слог приходится нота.
То, что вы проговариваете или считаете это то что вы будете играть, а рукой вы стучите доли.
Отлично, поехали дальше. Размеры бывают разные: простые, сложные, смешанные. Простые имеют две или три доли в такте, не больше.
Сложные состоят из одинаковых простых, например, 2/4+2/4 =4/4; 3/8+3/8+3/8= 9/8. Смешанные состоят из разных простых, например, 5/4=2/4+3/4 или ¾+2/4.
Как считать в таких размерах?
Простыми размерами. 6/8 это раз два три раз два три. 5/4 это раз два раз два три или раз два три раз два. Но в случае с 4/4 можно считать и на 4 и на два, если темп быстрый, 2-я и 4-я четверти в таком случае считаются на «и» или вообще опускаются, как при двух четвертях.
5/4 можно считать и по веселее, как например «поле, полюшко».
Как определить, как считать в размере 5/4 «раз два раз два три» или «раз два три раз два»?
Иногда это видно по группировке. А иногда вы выбираете сами отталкиваясь, от мелодии. Но это немного другая тема.
О, чуть не забыла!
Относительно сильные доли.
Они есть только в сложных и смешанных размерах. Такие размеры состоят из простых и начало каждого простого кроме самого первого это относительно сильная доля. Например, в размере 4/4 который состоит из размеров 2/4 и 2/4 начало второго простого размера – это третья доля, она и есть относительно сильная. Надеюсь я вас не запутала.
Произведение не всегда начинается с сильной доли, может и с относительно сильной, например, с 3-й в размере 4/4 или со слабой, со второй или 4-й. Этот неполный такт называется затакт. Считать его нужно по названию доли, например, четыре раз.
А теперь развлечемся немного?
Переменные размеры. Это когда размер меняется на протяжении всего произведения или его части, ведь обычно он ставится один раз в начале и поддерживается до конца.
Иногда если такой размер меняется равномерно, то есть каждый такт, пишут две дроби рядом.
То, что вы видите на картинке значит, что один такт будет 6/8, а следующий 5/8 и так все произведение.
Спасибо за внимание! Эта статья - транскрипция видео с моего YouTube сайта, а вот и ссылка на видео: https://youtu.be/sBfKEppSiio
Подписывайтесь на оба моих сайта, будет много интересного!
Больше интересных статей здесь: Музыка.
Источник статьи: Метр, такт и музыкальный размер - это просто!.