В 2009 году Дэвид Кинан из The Wire из The Wire ввел термин «гипнагогическая поп-музыка», чтобы описать особенно странную разновидность современной психоделии, которую поддерживают такие, как Ариэль Пинк, - «поп-музыка преломляется через воспоминания о воспоминаниях», как он это описал. «Гипнагогические области - это области между бодрствованием и сном, пороговые зоны, где неправильные слухи и галлюцинации способствуют формированию сновидений», - объяснил он.
Но в то время как Кинан использовал это понятие исключительно как метафору, существует богатая музыкальная традиция взаимодействия с туманными состояниями, завершающими сон. В западной художественной музыке история произведений, пробуждающих некоторую дремоту, верхом на гребне мечты, как серфер, уходит корнями в более чем столетнюю историю, по крайней мере, на бумаге, до композиции Эрика Сати «Vexations» 1893 года. Работа состоит из партитуры на полстраницы - странного, закрученного по бокам мотива, длящегося около 80 секунд, - и инструкции, что ее следует повторить 840 раз.
Семьдесят лет спустя, в 1963 году, композитор-экспериментатор Джон Кейдж и 11 пианистов второго плана представили «Vexations» свою премьеру в темном театре в Ист-Виллидж в Нью-Йорке. Они по очереди разворачивали его повторы в 20-минутные смены в течение 18 часов, с 18:00 до полудня следующего дня. «Примечание удалось к сведению: неумолимо, упорно, качается взад и вперед , как стеклоочиститель из автомобиля,» написал в New York Times Гарольд С. Шенберг.
«Время ничего не значило, и слушатель пребывал в приостановленном состоянии, пока секунды переходили в минуты». Через два часа Шенберга сменили семь последовательных рецензентов, один из которых был обнаружен висящим на своем месте, когда прибыл его коллега. «Я ничего не мог с собой поделать», - сказал анонимный репортер. «Музыка была позитивно дзенской».
Сон по очереди зловещий, манящий и успокаивающий; он имитирует смерть, но предлагает омоложение.
В том же году пионер минимализма Ла Монте Янг и мультимедийный художник Мариан Зазилапереехали в лофт в центре Манхэттена, где они регулярно устраивали ночные концерты и репетиции, заложив основу для композиций экстремальной продолжительности, которые стали предметом торговли Янга. В эссе 1971 года «Музыка мечты» Янг изложил свою идею музыкального дрона как вечного, непрерывного звука - «он длится вечно и не может начаться» - живого в Домах мечты, где музыканты и студенты жили и работали. Человечество, сказал Янг, наконец-то выходит из долгого периода затишья, «и только сейчас мы снова становимся достаточно цивилизованными, чтобы постоянно слышать звуки. По мере того, как мы продвинемся дальше в этот период звука, станет легче ".
Хотя сон не обязательно был заявленной целью, он определенно мог сопровождать и даже улучшать одно из марафонских выступлений Янга и Зазилы. Том Джонсон из Village Voice однажды написало посещении частного концерта на чердаке пары, который начался днем. «Несмотря на приятную атмосферу, а может быть, из-за нее, через некоторое время я задремал», - признался он. «Я не знаю, как долго я спал, но когда я проснулся, все было совсем по-другому». В частности, он заметил проекцию узорного света на одну из стен чердака, которую он раньше не замечал. Сначала он задавался вопросом, как он это пропустил, но потом он понял, что он был там все время и открылся только тогда, когда зашло солнце. От столкновения вольфрамовой лампы, заката и пары часов сна возникло волшебство.
Для некоторых музыкантов конца 60-х сон стал более открытой творческой стратегией. И именно Терри Райли , чье слияние классического минимализма и восточного мистицизма оказало глубокое влияние на контркультуру («Баба О'Райли» была названа в честь бородатого визионера), формализовала и популяризировала идею всего -ночный концерт.
Играя на хриплой фисгармонии и вооружившись магнитофонной кассетой, которая помогает ему растягивать звуки (и, что особенно важно, поддерживать музыку во время перерывов в ванной), Райли провел свою первую ночь в Филадельфийском колледже искусств в г. 1967. Присутствующие раскатывали спальные мешки, подвешивали гамаки и даже приносили еду. «Это было похоже на отличную альтернативу обычной концертной сцене», - сказал композитор в 1995 году. В частности, Райли понравилось то, как продолжительность и постановка развеяли ожидания публики. «У вас могут быть длительные периоды, когда музыка может ничего не говорить, просто ожидая возможности развиваться».
Райли отказался от своих мероприятий от заката до рассвета в 70-х, когда он посвятил себя изучению индийской классической музыки, «которая все равно продолжается всю ночь», - сказал он The Wire . На самом деле, музыкальные мероприятия, проводимые всю ночь, можно найти во многих культурах по всему миру, от индонезийского гамелана до бесконечных песнопений с призывом и ответом на индуистских храмовых церемониях до «Музыки мечты» коренных жителей Малайзии темиар, которые остаются не спали всю ночь в своих длинных домах, пировали и танцевали, пока их шаманы поют песни, переданные им во сне духами-анимистами - прямой предшественник общественной атмосферы и дремлющего мистицизма, к которому стремились ночные концерты Терри Райли и РИП Хеймана.
«Никто не мечтает в тишине», - говорит мне 65-летний Хейман из своего дома в долине Гудзона в Нью-Йорке. Его вышеупомянутые выступления Dreamsound были не просто музыкальными или общественными делами, а продолжением давнего интереса художника к записи реального звука снов.
Его поиски восходят к 70-м годам, когда он в течение года работал волонтером в качестве объекта исследования в исследованиях, посвященных анализу MEMA (мышечной активности среднего уха), явления, примерно аналогичного REM (быстрое движение глаз), которое сопровождает интенсивную активность во сне. При MEMA, который часто предшествует и сопровождает REM-сон, тимпанические мышцы-тензоры барабанной перепонки подергиваются, как будто в ответ на фактический акустический ввод.
Обратите внимание: Звуки дождя + барабан табла • музыка для йоги (432 Гц)┇ ⁂ красивая музыка для души ⁂ музыка для сна ⁂ музыка для медитации ⁂.
Хейману, у которого всегда было то, что он называет «ярким воображением снов», было тогда за 20, и его пребывание в роли спящей морской свинки привело его к поразительной мысли: что, если бы слуховой ландшафт сновидений можно было бы реконструировать с помощью отслеживание движений мышц среднего уха?Целью Хеймана было подслушивать сны - как если бы «Разговор» Фрэнсиса Форда Копполы встретился с «Началом» Кристофера Нолана.
В этой идее есть определенный, хотя и смелый, смысл. Вращения глаз при быстрой фазе быстрого сна ничего не говорят нам о том, что мозг думает, что видит; они движутся только вверх, вниз и из стороны в сторону, как придатки робота - направленные, но бессмысленные. Но вибрации внутреннего уха теоретически могут быть совершенно другим вопросом: если обнаружится, что нервные окончания срабатывают в ответ на определенные звуки из сновидений - скажем, лай собаки или звон церковных колоколов, - тогда каждый эти звуки могут оставлять отпечатки пальцев в виде частоты, длины волны и амплитуды.
Чтобы проверить свою теорию, Хейман взял свои настраиваемые датчики - датчики давления-деформации, которые вставлялись во внутреннее ухо и позволяли получать показания энцефалографа феномена MEMA, - и снабдил их микроскопическими микрофонами.
«Эти методы были слишком грубыми», - говорит Хейман о своих ранних экспериментах. «Звук дыхания или протекающей поблизости крови заглушал любое чтение, которое мы получали». Хотя неврологи сказали ему, что его теория записи звука сновидений «невозможна», он все еще надеется: «Я жду, когда кто-нибудь скажет:« Теперь мы можем это сделать »». Учитывая недавние прорывы в восстановлении звука из визуальная информация - как исследователи из Массачусетского технологического института, которым удалось расшифровать разговор из-за звуконепроницаемого стекла, просмотрев видео пакета картофельных чипсов, который находился в одной комнате с динамиками, - возможно, этот день не за горами.
Во всяком случае, Хейман, биография которого звучит как что-то из романа Пинчона, - бывший ученик Джона Кейджа, реставратор органа, лицензированный морской капитан, морской историк, издатель и китаевед, который когда-то сочинил мультимедийную инсталляцию на основе своей собственной околосмертный опыт - для донкихотских начинаний не привыкать. (Одна из его ранних композиций, Bell Roll , включает в себя надевание костюма с колокольчиками и катание с холма.) Преданный охранник, он совладелец 200-летнего исторического здания на Манхэттене, в котором в настоящее время находится Ухо Таверна гостиницы, а также ял времен Второй мировой войны, который Хейман спас на дне реки Коннектикут. Его влечение к проектам, которые кажутся невозможными, сводится к «истории настойчивости», - смеется он. "Глупость и настойчивость.
Вскоре после участия в этих экспериментах MEMA и написания собственной статьи « Прослушивание снов: проект телеметрии звукового уровня активности мышц среднего уха» , Хейман устроил свой первый концерт Dreamsound в 1975 году в Калифорнийском университете в Беркли, и вскоре он был привнесение концепции в галереи и частные дома по всей стране. Со временем он разработал формат, охватывающий широкий спектр практик: чай из ромашки, масла лаванды и вариации Гольдберга Баха., которые, как говорят, были написаны по велению бессонницы графа, который жаждал саундтрека к своим бессонным ночам. События не ограничивались чисто эстетическими или сенсорными аспектами: участникам выдали бумагу и ручки, если они захотят записать ночные видения. Хейман даже приходил с магнитофоном, чтобы каждый участник мог произнести короткую фразу, которую затем воспроизвели, пока они спали - тем лучше, согласно теории, чтобы помочь направить их сновидения.
Медицинские исследования, неврологические теории и то, что Хейман называет «духовными аспектами давней традиции оракулов снов и событий долгой ночи», - все это объединилось в одну мощную смесь. Тем не менее, несмотря на легкие нотки нью-эйджа, искусство Хеймана, основанное на сне, также было проникнуто щедрым чувством юмора - отсюда и его "Соната храпа" из кассеты Dreamsound 1987 года с многодорожечным хором храпа и его подобие Fluxus. спектакль «Сонный свисток», в котором исполнитель дремлет на публике, засунув ему в рот свисток.
Кассета Dreamsound RIP Хеймана 1987 года включает такие треки, как "Snore Sonata" и "Yawn Quartet".
В то время как Хейман представил идею концерта во сне как слияние ритуала и авангарда, популяризировать этот формат выпало на долю калифорнийского эмбиент-музыканта Роберта Рича . Когда в 1975 году Хейман провел свой первый ночевок в Беркли, Ричу было всего 12 лет, и он жил всего в 39 милях от отеля, в Менло-парке. Это было пьянящее время в районе залива. Grateful Dead практиковался всего в нескольких шагах от дома Рича, и одним из его выводов из культуры хиппи, даже когда он был мальчиком, "было то, что это чувство магии возможно", - говорит он по Skype из своей домашней студии в Кремниевой долине, где за его спиной вырисовывается массивный модульный синтезатор.
Рич начал создавать синтезаторы, когда ему было 13 лет, примерно в то же время, когда он начал слушать KPFA, местную независимую радиостанцию в дальнем левом углу шкалы, где он обнаружил экспериментальную музыку - таких артистов, как Джон Кейдж, Терри Райли и Полин Оливерос. К концу 70-х в Сан-Франциско зародилась панк-сцена, и, хотя она имела определенное влияние - Рич пропустил выпускной, чтобы посмотреть шоу Throbbing Gristle, - его больше интересовали медитативные саундскейпы, чем рэкет или рэкет противостояние. Подростком он написал манифест, в котором, в частности, говорилось: «Я хочу создавать музыку,
Роберт Рич играет концерт сна в Копенгагенском центре современного искусства в начале этого года. Фото Янна Х. Андерсена.
Приступ мононуклеоза положил конец концертам Рича во сне в конце 80-х, но он возобновил их в 90-х, как лично, так и в виде серии радиопередач, пока ночные ночи, наконец, не взяли на него свое, и он уложил эту идею в постель навсегда. Он также создал два ночных саундтрека для частных спящих: семичасовой Somnium 2001 года и восьмичасовой Perpetual 2014 года , оба из которых объединяют мрачные синтезированные дроны со слабо слышимыми полевыми записями, которые тихо проникают на грани восприятия.
«Музыкальное окружение Somnium может действовать как линза для обострения мысленных образов, стимул, помогающий генерировать внутренние реальности», - объясняет Рич в примечаниях к обложке. к проекту, который за долгие годы стал культовым.
«Многие люди сказали, что будут слушать его каждую ночь в течение многих лет, и я нахожу это действительно отрадным», - говорит Рич. «Это означает, что мне удалось сделать что-то достаточно интересное и достаточно расплывчатое, чтобы не устать. того, что вы слышите ».
Поскольку современный интерес к формату сна-концертов в последние годы вырос, Рич возродил идею фестиваля Unsound в Кракове в 2013 году, а также прошлогодней музыкальной академии Red Bull в Токио. Тем не менее, по прошествии всех этих лет Рич, который, будучи студентом колледжа, специализировался на психологии, уделяя особое внимание психофизиологии и исследованиям сна, стал скептически относиться к феномену, который он популяризировал.
«Я буду очень откровенен с вами - я часто чувствовал, что концепция лучше, чем реальное приложение», - признает он. «Я никогда не был уверен, что смогу почувствовать понимание того, что происходило в головах слушателей, и всегда есть это необычное чувство: «Я не могу сказать, сработало это или нет» ».
Когда Рич впервые выпустил Somnium , он решил выпустить его на DVD. В то время это был единственный формат, который мог поддерживать семь часов непрерывного звука (и даже тогда ему пришлось пойти на ряд технических компромиссов, чтобы уместить всю музыку на одном диске). Но теперь потоковые сервисы предлагают бесконечный мгновенный доступ.
Оказывается, потоковая передача, несмотря на все страдания, которые она может причинить артистам и звукозаписывающим компаниям, является идеальной платформой для саундтреков ко сну, особенно для слушателей, которые ищут длинные отрезки непрерывного звука.
И таких плейлистов очень много: в апреле Spotify сообщила, что пользователи создали в сервисе 2,8 миллиона плейлистов на тему сна. Как оказалось, большинство из этих людей не ищут психоакустические саундтреки или песни мечты Темиара; Самой популярной песней в плейлистах на тему сна была "Thinking Out Loud" Эда Ширана. Фактически, семь из его песен вошли в топ-20 сервиса по сну, наряду с песнями Сэма Смита, Элли Гулдинг, Джона Легенда и The Weeknd. (Если вы когда-нибудь думали, что кто-то из этих артистов был полностью достойным дремоты, что ж, теперь вы можете почувствовать себя оправданным).
Статья и фото взяты с интернета.
Больше интересных статей здесь: Музыка.
Источник статьи: Галюциногенная музыка XXI века в тональности Z-z-z.