Невероятная блокфлейта. Часть вторая

Невероятная блокфлейта. Часть вторая

Этот текст является определенной ревизией и уточнением некоторых моментов большого пособия под названием «Невероятная универсальность блокфлейты», опубликованного ранее на моем сайте. Скажем так, это вторая часть. Она будет куда меньше по объему. Цель моя в данном случае – уточнение отдельных рекомендаций по освоению блокфлейты, представленных в первой части. Приступим.

Дыхание и пальцевая техника

В первой части я уже говорил, что пальцы на флейту ставятся ПЛОСКО, областью подушечки. Это правильно. Но хочу пояснить вот что. В освоении инструмента НЕ НАДО идти от расположения пальцев, стремиться поставить их на дырочки прямо подушечками. Это не работает.

Нужно идти от дыхания и звука. Дыхание должно быть свободным. Все попытки поставить пальцы «покрасивше» вызывают зажим дыхания – рефлекторно. Дыхание становится жестким, стесненным – соответственно сразу же страдает звук. Вы заучили принципиальное расположение пальцев на инструменте при извлечении той или иной ноты – и хорошо. Ставьте их плоско и свободно – не обязательно самой подушечкой. Не зацикливайтесь на этом, идите от дыхания и звука. Вы должны представлять себе звук, который собираетесь извлечь, предслышать его. Ваша главная цель – звук.

Попробую пояснить на наглядном примере. Допустим, вы в метро. Народу много, все куда-то идут, всем надо пройти. А вам надо к противоположному выходу. Вы никогда не замечали, что, если вы смотрите прямо перед собой и стараетесь всем уступить, дело идет неважно, а если вы смотрите дальше, на выход и идете к нему – тут-то процесс продвигается отлично. Понятно, что любое сравнение страдает неточностью, но я попытался.

Гаммы

Здесь тоже требуются уточнения.

Обратите внимание: Лучшие лидеры в кпоп. Часть 2..

Начинать играть гаммы нужно, как я и писал, с фа-мажора. Это простая тональность. Потом лучше всего взяться за соль-минор – это тоже довольно просто. Фа-минор – тут уже сложнее, больше знаков у ключа. Я хотел отметить, что с первой очень серьезной трудностью вы столкнетесь, играя соль-мажор – полностью, в две октавы. Самый верхний фа-диез взять на альтовой блокфлейте весьма непросто – по крайней мере, на «Ямахе». Так что эту гамму имеет смысл осваивать уже после фа-минора. Та же самая проблема – для ми-мажора и ми-минора. Остальные гаммы по диатонике принципиальных трудностей для исполнения не представляют.

Что касается самых сложных гамм на альтовой блокфлейте – это мажор и минор от фа-диез или соль-бемоль (кому как нравится). Даже полные хроматические гаммы от фа и соль сыграть гораздо проще. Остальные гаммы по хроматике опять-таки принципиальных трудностей не несут.

Занятия стоя и сидя

Если вы занимаетесь помногу, необязательно все время стоять. Устают ноги, спина – и эта усталость не дает сконцентрироваться. Можно заниматься сидя. Разучивать какие-нибудь новые произведения вообще можно сначала сидя. Ну, и, как я уже писал, заучивать принципиальное положение пальцев на инструменте также вполне можно сидя – хоть перед телевизором.

Игра с аккомпанементом

Когда вы достигнете каких-то промежуточных успехов в освоении инструмента, выучите кое-какие вещи, можно попробовать найти на просторах Интернета минусовки этих произведений – благо, сейчас проблем с этим нет никаких. Некоторые сервисы даже предоставляют услуги по транспозиции минусовки в любую удобную вам тональность.

Зачем это вообще надо? Во-первых, игра с аккомпанементом – это приятно, это вдохновляет на новые подвиги. А во-вторых, она дисциплинирует. Вам придется выдерживать все длительности и в точности соблюдать ритмический рисунок произведения. Кроме того, у вас будет лишняя возможность оценить, насколько чисто вы играете по интонации. Техника – вещь упрямая. Какой по высоте звук есть в минусовке – такой она и воспроизведет в точности до одного герца, а вам надо будет играть чисто и не выпасть из тональности.

В общем, как-то так. Еще раз – успехов.

Больше интересных статей здесь: Музыка.

Источник статьи: Невероятная блокфлейта. Часть вторая.