Учимся ставить цели
Приобретение новых знаний и развитие новых навыков требует не только времени и сил, но и самое главное - умение ставить конкретные цели. Как музыкант-преподаватель, я зачастую сталкиваюсь с тем, что люди, желающие освоить игру на каком-либо инструменте или изучить теорию музыки, не понимают и не умеют такие цели ставить. Иными словами, не могут сами себе ответить на вопрос: "Зачем я хочу заниматься музыкой?" или "Какая цель моих занятий?" Обычно эти вопросы приходится задавать мне как учителю, и совместно с будущими учениками находить ответы.
Именно понимание далекой перспективы (например, "Хочу играть "River flows in you") позволяет поставить точку отсчета ("Что я уже умею" или "Чего я еще не умею") и разбить достижение этой цели на конкретные этапы.
Если же ваши планы на музыкальное самообразование не ограничиваются изучением только одной композиции, то даже при наличии хорошего наставника (индивидуальные уроки с репетитором или курсы в частных студиях, школах) вам придется научиться погружаться в материал самостоятельно и систематизировать процесс самообучения.
Организовываем процесс
1. Выберите систему, школу, методику, по которой будете заниматься. Если у вас есть наставник, совместно обсудите конкретные цели и создайте поэтапный план занятий. Постарайтесь конкретизировать сроки, но при этом умейте гибко их корректировать. Любите себя, но не позволяйте себе лениться.
2. Создайте для себя список он-лайн ссылок. Вам точно пригодятся:
- Ютьюб-каналы: образовательные или с исполнением конкретного произведения. Слушайте и смотрите как играют другие.
- Сетевые нотные библиотеки. Запомните, где и что можно найти.
- Создавайте плей-листы с исполнением конкретного произведения. Слушайте как играют другие, с нотами в руках.
- Подпишитесь на тематические аккаунты в соцсетях. Обязательно изучайте публикуемые там материалы.
3. Запаситесь напечатанными на бумаге пособиями (например по теории музыки или по программе сольфеджио для ДМШ).
4. Даже если вы являетесь счастливым обладателем планшетов типа iPad или Surface Pro с их волшебными палочками - стилусами, распечатывайте ноты на бумаге и делайте в них пометки. Не побоюсь высоких слов, но многовековая музыкальная практика доказывает, что на этапе обучения наш мозг идеально работает по формуле "бумага + рука = память". В общем, старая школа - крепкие знания.
И - да, обязательно организуйте хранение нот в папках, учебников - на полках и знаний - в голове.
5. Задавайте себе правильные вопросы (Что я вижу? Почему здесь так, а не иначе? Почему именно эта аппликатура?) и ищите правильные ответы (Что сделать, чтобы стало лучше?)
6. Исследуйте музыкальную форму изучаемого произведения. Начните думать как композитор, который его написал, и тогда сложное станет простым.
7. Читайте книги, посещайте музеи и лекции, посвященные эстетике того исторического периода, в который была написана изучаемая вами музыка. Занимайтесь саморазвитием.
Что дальше?
"А дальше - это главное", как пелось в одной знаменитой песне. Для кого-то главный и возможно, самый острый вопрос - финансы, но на самом деле главное в самообразовании - это время. Разберитесь со временем и с прочими ресурсами, которые вы можете позволить себе затратить. Поставьте цель, определитесь, чем вы готовы пожертвовать, чтобы играть музыку, и приступайте к занятиям.
#фортепиано #самообразование #музыка #научиться играть на пианино #музыкальные инструменты #музыкальная школа #гитара #немузыкалка