Пирокинезиса можно назвать одним из наиболее интересных современных исполнителей хотя бы потому, что при абсолютном нежелании следовать мейнстриму, всего одном выпущенном клипе и редких приглашениях на фестивали он сумел собрать приличную аудиторию больше чем в 200 тысяч человек.
Так что же в нем такого особенного?
Путь Андрея к известности и признанию был долгим. Он начинал с онлайн-баттлов, затем в 2015 году выпустил свой первый альбом Black Roze & Red Roze. Наверное, важной вехой в его творческом развитии стал альбом "Моя милая пустота", после которого имя артиста стало известно широкой аудитории.
Так в чем причина его успеха?
№1. Концептуальные альбомы.
Одной из отличительных особенностей рэпера является любовь к концептуальным альбомам. Конечно, Андрей не был первым, кто начал их делать, но именно в его творчестве ярко чувствуется "индивидуальность" каждого альбома. Романтично-лиричный Eclipse, который, по моему мнению, является одним из самых "светлых" творений рэпера, депрессивно-разочарованный "Корми демонов по расписанию", иронично-мрачная "Моя милая пустота" и зрелый, глубокий "Питер, чай, не Франция".
Треки в каждом альбоме Пирокинезиса связаны между собой, тексты словно перекликаются, именно это заставляет его аудиторию раз за разом обращаться к уже несколько раз прослушанным песням, ведь там всегда можно найти что-то новое.
Для примера посмотрим на отрывки текстов из последнего альбома Пирокинезиса.
Все равно одна и та же боль,
Город дышит и он кажется живой. ("Зависимость")
Забить и до станций бежать,
Как быть иностранцем и ждать - да, тошно
Видели танцы, и
Жаль то, то, что Питер - не Франция /.../
Белый первый, третий Рим и второй Париж
Этот город дышит. (Питер, чай, не Франция)
Через весь альбом "Питер, чай, не Франция" проходит мотив города как агрессивного живого существа, рэпер акцентирует внимание на такие особенности Питера как болотный воздух, которым трудно дышать: "и ты, чем привык, тем дыши", частые дожди и разливы рек: "отлив рек и потеют облака".
Еще один лейтмотив этого альбома - обращение к Иосифу Бродскому. В треке "нефть" Андрей цитирует стихотворение Бродского "Только пепел знает": "Мы останемся смятым окурком, плевком в тени /// Под скамьей, куда угол проникнуть лучу не даст".
Если вы хотите почитать мой разбор любого альбома Андрея - пишите в комментариях, а мы перейдем ко второй причине популярности рэпера.
№2. Небанальная образность и постоянное обращение к культуре.
Несмотря на прорыв 2015 года, совершенный Оксимороном, ATL и некоторыми другими рэперами, сложные, наполненные языковой игрой и отсылками тексты не стали распространенным явлением в русском рэпе. Мне кажется, что основная причина этого - необходимость хорошего образования и желание саморазвиваться в разных сферах, которым большинство исполнителей русской сцены не обладают. К счастью, Андрей стал исключением.
По признанию рэпера, он интересуется философией, искусством, а еще он закончил бакалавриат физического факультета, поэтому отсылки к физике и математике в его текстах - не редкость.
В альбоме "Моя милая пустота" есть трек, который называется "Как сатурн пожирает своих детей", что является обращением к работе испанского художника Франсиско Гойи "Сатурн, пожирающий своего сына".
В том же альбоме Андрей часто обращался к Библии.
Виа Долороса.
И я воздвигну крест нерукотворный, тропа скорби.
Он стоит там, где не так уж и давно все лили слезы.
А я иду теперь по ним и не пролью свои. ("Виа Долороса")
Публика, перекормленная банальностями, с удовольствием пробует что-то новое, а Андрей щедро это поставляет.
№3. Экспериментальное выстраивание текста.
Сам рэпер говорит, что он создает свои тексты по принципу ризомы. Если не вдаваться в философию и пытаться объяснить эту идею простым языком, я бы сказала, что Пирокинезис создает тексты, в которых один образ как бы цепляется за другой.
Хотите проиграть, а?
Ну или я проиграю вам, чтоб очки все поменять нам.
Два билетика в закрытый кинотеатр.
Кинопленки крутят памяти ваш двадцать пятый кадр.
Двадцать пять ваших любимых образов,
Как у Уорхолла Мэрлин Монро.
Здесь рэпер начинает с билета в кинотеатр, кинотеатр тянет за собой пленку с 25-м кадром, а он уже, в свою очередь, вызывает в памяти работу Уорхолла, на которой много раз повторено одинаковое изображение известной актрисы.
Подобное выстраивание текста придает речи Пирокинезиса особую плавность, тебя словно затягивает в мир песни, и ты послушно идешь вслед за образами, которые "накидывает" друг за другом исполнитель.
№4. Невозможность все "разобрать"и с первого раза.
И нет, речь здесь не пойдет про "мамбл" и пережевывание слов некоторыми современными исполнителями.
Сложные образы и концепции, игры слов делают невозможным с первого раза уловить всю суть песни. Ты вынужден по несколько переслушать трек, прежде чем в голове сформируется окончательная картина. Это ставит перед слушателем уникальную задачу - распутать очередную головоломку песни, получив при этом удовольствие от прослушивания.
Конечно, это можно считать и плюсом и минусом, так как более легкие для запоминания мотивы и тексты попсовых песен быстро врезаются в память и, в отличие от песен Андрея, не требуют детального вслушивания. Но именно нежелание делать просто, любовь к загадкам и отсылкам делают Пирокинезиса уникальным исполнителем, у которого есть шанс надолго остаться в индустрии.
А что вы думаете по поводу его творчества?
#современная музыка #искусство #pyrokinesis #музыка #музыканты #развлечения #стихи #поэты #обзор
Больше интересных статей здесь: Музыка.
Источник статьи: Pyrokinesis: магия текстов.