Поскольку США - страна сравнительно молодая, национальная классика появилась там достаточно поздно - только в 20 веке.
А до тех пор американские композиторы были американскими только по факту рождения. В музыке все они ориентировались на Европу, считая, что использовать местный фольклор, который представлял собой странную смесь разных культур, включая афроамериканскую и индейскую, это как-то неакадемично. Поэтому писали они по-немецки, по-французски и как угодно ещё, но не по-американски.
Только в начале 20 века в США появилась своя, настоящая американская классика.
Чтобы не было лишних споров о терминологии в комментариях, сразу определимся, какая классика имеются в виду. Великие завоевания США в области "лёгких" жанров - джаза, поп и рок-музыки, а также киномузыки - тут тоже есть свои выдающиеся классики - мы оставим пока в стороне. Речь пойдёт только о главных (самых влиятельных) фигурах в области академической музыки.
🟠Чарлз Айвз (1874-1954)
Добавьте описаниеАйвз - это первый национальный классик США, которому удалось запечатлеть в своей музыке энергичный дух Америки, её историю и пёструю смесь культурных традиций. Свои главные сочинения он написал в первой четверти 20 века, но Америка открыла его как классика только в 60-70 годы.
Музыка Айвза совершенно свободна от всяческих правил. Слушая её, надо быть готовым, что в ней не будет привычных повторений и стройных форм, приятных мелодий и благозвучных гармоний. Не исключено, что инструменты будут играть в разных тональностях и метрах, а темы Баха - свободно чередоваться с примитивными песенками, что в пьесе не будет конца, и что пианист в один прекрасный момент станет бить по клавиатуре ладонью или нажимать на клавиши деревянной доской - у Айвза много таких чудес. Он стал предтечей всех авангардистов.
При этом его музыкальные помыслы были абсолютно чисты. Никогда он не преследовал цель быть самым оригинальным или кого-то шокировать. Он выражал важные для него смыслы, которые выходили за пределы музыки, и смыслы эти не так легко прочитать без знания американского образа жизни в начале 20 века, американской философии, литературы, истории и географии.
Самое известное: Конкорд-соната (№2), Четвёртая симфония, Три места в Новой Англии и вот эта - самая популярная и самая простая для восприятия (но далеко не самая типичная) пьеса "Вопрос, оставшийся без ответа". Она пролежала в столе Айвза сорок лет, прежде чем её услышала публика.
"Молчание друидов, которые ничего не знают, не видят и не слышат" у струнных, "извечный вопрос существования" у трубы и хаотичные и ничего не поясняющие "ответы" у флейт. Философия жизни и времени в звуках.
🟣 Джорж Гершвин (1898-1937)
Пока Чарлз Айвз пребывал в безызвестности, стремительно взошла яркая звезда Джорджа Гершвина.
Это было в 20-30-х годах, когда бурно начала развиваться бродвейская развлекательная индустрия, а в Европу хлынула мода на американские танцы, регтайм и джаз.
Обратите внимание: 95-летний а. Зацепин и 10-летний е. Мысин. Встреча двух российских композиторов и музыкантов на одной сцене.
В этой стихии Гершвин и начал свой путь.А позже он блестяще осуществил идею (не свою, правда) соединения европейских академических жанров с популярной американской музыкой и добился такого мирового успеха, о котором мало кто мог даже мечтать. Подробнее о блестящей карьере Гершвина, его и причине его ранней смерти здесь 👇
⭐ Что нужно знать о Джорже Гершвине?
Самое известное: опера "Порги и Бесс", "Рапсодия в голубых тонах", "Американец в Париже", а также песни, ставшие джазовыми стандартами, как вот эта - "I Got Rhythm".
⭐Что такое “Рапсодия в блюзовых тонах” Гершвина?
⭐О чём “Саммертайм” Гершвина?
Правда, это уже за рамками академических жанров, зато здесь можно посмотреть на Гершвина за роялем:
🟢Аарон Копленд (1900-1990)
Копленд - очень большая величина в американской музыке. Он попробовал себя в разных музыкальных техниках 20 века, но в итоге сумел создать синтез актуального современного стиля и демократичного, понятного публике языка.
Копленд использовал разные слои американской музыки - регтайм, джаз, ковбойские танцы, мексиканский и латиноамериканский фольклор. При этом он работал во всех жанрах от симфонии и балета до киномузыки. Копленд стал воплощением "золотого стандарта" национальной классики и самым исполняемым американским композитором в США.
Самое известное: "Фанфара для простого человека", сюиты из музыки к балетам "Весна в Аппалачах" и "Родео", скерцо "Кот и мышка".
⭐В джазе только кошки 🐈
Здесь Копленд дирижирует одним из своих шлягеров - танцем "Hoe-Down" из балета "Родео". Благодаря использованию в рекламе Американской ассоциации производителей говядины, эта музыка навсегда вбита в память американского потребителя.
🟤Сэмюэл Барбер (1910-1981)
Барбер относится к немногим композиторам 20 века, посвятившим себя старым романтическим идеалам и прежде всего - лирике и мелодичности. Этим он внёс в картину американской музыки нехарактерную для неё ностальгическую ноту, и за это всегда был любим публикой.
Музыкальная деятельность Барбера была довольно широкой: он занимался дирижированием, преподаванием и даже некоторое время выступал как певец - у него был красивый баритон.
Место в ряду американских классиков Барбер застолбил себе в 26 лет, когда написал своё неотразимое по красоте "Адажио". С этого времени он навсегда стал любимцем публики, а заказы исполнителей и оркестров обеспечили ему счастливую и почти безоблачную композиторскую карьеру.
Самое известное: "Адажио" для струнных (или хоровая версия на текст Agnus Dei), опера "Ванесса", Концерт для скрипки.
Здесь хоровой (авторский) вариант знаменитого "Адажио".
🔵Леонард Бернстайн (1918-1990)
Самая яркая фигура музыкальной культуры США: очень талантливый мульти-музыкант: крупнейший дирижёр (ученик Сергея Кусевицкого), открывший миру Малера и Айвза, композитор, пианист и, без преувеличения - великий просветитель - лектор и писатель, повлиявший на восприятие классической музыки целого поколения американцев
⭐Есть ли в опере ХХ века настоящие шедевры? Часть 1
⭐Есть ли в опере ХХ века настоящие шедевры? Часть 2
⭐Есть ли в опере ХХ века настоящие шедевры? Часть 3
В своём композиторском творчестве Бернстайн, как и многие другие его американские коллеги, работал на двух фронтах сразу - лёгком и академическом. И в том, и в другом жанрах его музыка всегда очень полнокровна и просто брызжет энергией.
Самое известное: мюзикл "Вестсайдская история", оперетта "Кандид", "Честерские псалмы".
"Мамбо" из "Вестсайдской истории". Берлинский филармонический, дирижёр Кирилл Петренко.
Продолжение статьи об американских композиторах здесь 👉 Часть 2.
Ещё на эту тему:
⭐Как американцы пересчитали русских композиторов в одной песне и уложились в 39 секунд
⭐Как американцы производят шлягеры из русской классики
Больше интересных статей здесь: Музыка.
Источник статьи: Девять главных американских композиторов-классиков.