Фильмы о тяжёлой музыке (преимущественно стиля metal), действие которых происходит в конце 80-х и позднее

Сегодня я напишу о фильмах, действие которых происходит в конце 80-х и позднее, а среди героев есть либо музыканты, играющие тяжёлую музыку, либо любители такой музыки. Сама я как раз люблю иностранную metal-музыку этих периодов, поэтому мне интересны подобные фильмы.

Кадр из фильма "Тяжелая поездка" (2018)

"Тяжёлая поездка" ("Hevi reissu", 2018, Финляндия, Норвегия, Бельгия, режиссёры: Юусо Лаатио, Юкка Видгрен)

Жанр: комедия, музыка

Главные герои фильма — финские металлисты из деревни, которые репетируют в свободное от работы время. В деревне их недолюбливают и дразнят из-за длинных волос. Однажды парням выпадает шанс: они случайно встречают организатора норвежского метал-фестиваля и дают ему свою демо-запись.

Пока герои ждут ответ, по деревне распространяются слухи, что они будут выступать на фестивале в Норвегии. Отношение к парням меняется, им предлагают выступить даже в родной деревне, но выступление не удаётся: вокалиста Туро от волнения тошнит на зрителей в первом ряду, а на барабанщике загорается одежда из-за неумения обращаться с пиротехникой.

А организатор перезванивает и говорит, что не выбрал их для участия в фестивале. Вскоре случается трагедия — барабанщик, пытаясь объехать выбежавшего на дорогу оленя, не справляется с управлением и погибает в аварии.

Вокалист Туро отчаивается и готов отказаться от музыки вообще, но Миа, симпатизирующая ему, убеждает его не сдаваться. Туро работает санитаром в психиатрической больнице, он отдает барабаны покойного друга одному из пациентов и учит его играть. Все врачи поражаются тому, как хорошо занятия музыкой влияют на пациента.

Ребята решают поехать в Норвегию на фестиваль, несмотря на то, что их туда не звали, и найти возможность выступить, а того пациента взять вместо ударника. А ещё они выкапывают гроб с умершим барабанщиком и везут его с собой, чтобы он мог посмертно стать свидетелем их выступления. Чем закончится поездка, вы узнаете, посмотрев этот фильм.

В фильме есть любовная линия — Миа выбирает Туро, несмотря на то, что её отец-полицейский изначально был против. Также в фильме активно продвигается тема, что никогда не нужно сдаваться.

Жанр фильма — комедия. В фильме много шуток на тему металлистов и музыки, упоминаются известные представители жанра, обыгрываются стереотипы о metal-музыке. Многие из этих шуток будут в полной мере понятны только зрителю, который сам увлекается метал-музыкой.

Наиболее яркие персонажи среди ребят-музыкантов в плане образов — это харизматичный вокалист и басист, относящийся к metal-субкульттуре крайне серьёзно. Например, басист в предвкушении выступления в Норвегии даже на свою работу в библиотеке начинает ходить в гриме и сценическом костюме.

В фильме много природы Финляндии и Норвегии в кадрах.

Мне понравилось, что поднята тема о положительном влиянии музыки на человека (на примере пациента психиатрической больницы).

Если вы любите metal-музыку из Финляндии, Швеции, Норвегии, то фильм вам с большой вероятностью понравится.

Кадр из фильма "Металлистка" (2013)

"Металлистка" ("Málmhaus", 2013, Исландия, Рагнар Брагасон)

Жанр: драма.

Фильм о семье, живущей в сельской местности (родители и двое детей). После смерти сына родители впадают в депрессию, а дочь-подросток, тоскуя по брату, сама начинает слушать тяжёлую музыку, которую он любил, играть на гитаре и становится металлисткой.

Девушка начинает вести себя плохо: пьёт, угоняет трактор, поджигает местную церковь. Но к концу фильма она осознаёт свои ошибки, а её отношения с родителями улучшаются.

В этом фильме, как и в "Тяжелой поездке" фильме присутствует "корпспэйнт" (чёрно-белый сценический грим, характерный для участников black metal групп) и песни с женским вокалом (в конце фильма).

Мне этот фильм, в первую очередь, запомнился как фильм о переживании утраты и о проблемах в детско-родительских отношениях. Также он интересен тем, что это именно фильме о металлистКЕ, а не о металлисте.

Кадр из фильма "Хешер" (2010)

"Хешер" ("Hesher", 2010, США, режиссёр Спенсер Сассер)

Жанр: драма, комедия.

У мужчины погибает жена, он в депрессии, не работает, совсем себя запустил. Его сын тоже в депрессии, но в школу ходит, там его очень сильно обижает один мальчик. Весь быт и готовка на старенькой бабушке (матери этого мужчины), но все слишком ушли в своё горе и не уделяют ей внимания, воспринимая заботу как должное.

Но тут к ним приходит жить непрошеный гость — металлист-бомж Хешер, лет 25-30 на вид. Отец мальчика настолько в депрессии, что не возражает. В образе Хешера собраны все негативные стереотипы о металлистах: у него вечно немытые длинные волосы, самодельные кривые татуировки, он курит сигареты и травку, пьёт, матерится, говорит пошлости, ведёт себя антисоциально. В фильме много различных ситуаций, в которые Хешер втягивает других героев.

Но, несмотря на все свои недостатки, этот герой любит жизнь вопреки всему. Он доносит до героев мысль, что жизнь продолжается, нельзя вечно горевать, мальчик должен ценить, что у него остался живой отец, а мужчина — то, что у него есть сын. Правда бабушка успевает умереть от старости, но пока она жива, Хешер и с ней подружился. Вытащив мальчика и отца из депрессии, герой покидает их дом.

Поскольку Хешер — металлист, то часто звучит тяжёлая музыка.

На мой вкус, в фильме перебор с пошлостями и матом. Я понимаю, что так и задумывалось, но всё-таки я считаю, что необязательно употреблять мат настолько часто для иллюстрирования того, что герой — матершинник.

Кадр из фильма "Экс-ударник" (2007)

"Экс-ударник" ("Ex Drummer", 2007, Бельгия, Франция, Италия, режиссёр: Коэн Мортье)

Жанр: драма, комедия, криминал, музыка.

К успешному писателю Дризу, который раньше был барабанщиком, приходят трое парней-неудачников, которым нужен в группу барабанщик. Но неудачники неудачникам рознь, в этом фильме собраны именно крайне отталкивающие, неприятные неудачники.

Первый имеет дефект дикции и является женоненавистником-маньяком. Его знакомства с женщинами обычно приводят к тому, что он бьёт, насилует и убивает их. А ещё он живёт в квартире, где мебель на потолке и ходит у себя дома головой вниз по потолку!

Второй парень — полуглухой наркоман с женой-наркоманкой, не осознающие ответственности за своего ребенка, что в итоге приводит к трагедии.

Третий — гей, у которого одна рука почти парализована, с психически больным отцом (которого он унижает) и облысевшей матерью, которая начинает беситься, когда кто-то замечает, что она носит парик.

Дриз соглашается вступить в их группу из-за исследовательского интереса к жизни неудачников, он репетирует с ними и ходит к ним в гости. Он хочет сделать их жизнь ещё хуже! С первых минут фильма понятно, что там не будет счастливого конца, но догадаться заранее, как закончится этот фильм, невозможно.

Фильм оригинальный, с большим вниманием к деталям, фразам, с неожиданными моментами и чёрным юмором:

  • Велосипеды ездят задом-наперед.
  • Один из персонажей ходит головой вниз по потолку.
  • Дриз проводит социологический опрос на странную тему.
  • Мать музыканта-гея встречается с тем самым женоненавистником (это единственная женщина, которую он не бьёт!) и становится менеджером группы.
  • У самого героя-гея рука отнялась после того, как мать застукала его за онанизмом в подростковом возрасте.
  • Полуглухой наркоман утверждает, что стал плохо слышать, увидев жену с другим парнем (над чем Дриз начинает подшучивать и говорит, что это странно — логичнее, если бы он стал плохо видеть).

И это лишь часть того, что происходит на протяжении фильма!

Поскольку группа играет тяжёлую музыку, то и в саундтреке много соответствующей музыки, а также показаны фрагменты концерта в клубе с участием нескольких команд, соревнующихся за первое место. Музыка очень хорошо подобрана и соответствует настроению момента.

Но, при всех его достоинствах, фильм слишком мерзкий и неприятный, концентрация всего худшего в людях в нём зашкаливает (несмотря на попытки разбавить всё это юмором, чтобы было веселее). Также в нём много поднимается тема однополых отношений. В этом фильме нет положительных героев. Сам Дриз умнее и образованнее своих коллег по группе, но и он тоже ведёт себя не лучшим образом, и это ещё мягко сказано. Порой возникает мысль, что для режиссера было самоцелью снять максимально скандальный и запоминающийся фильм.

Оценивать этот фильм сложно, потому что, с одной стороны, он слишком неприятный, и я вряд ли буду его пересматривать, а с другой стороны, фильм действительно оригинальный. Саму книгу, по которой он снят, я бы прочитала, но мне не удалось найти электронную версию в интернете.

Кадр из фильма "Культистки" (2019)

"Культистки" ("Cult Girls", 2019, Австралия, режиссёр Марк Бакаитис)

Жанр: ужасы.

Фильм о трёх сестрах, росших в секте. Во время полицейского рейда главную героиню Далию забирают и отдают в католический приют, а некоторые сектанты сбегают (забрав с собой её сестёр).

Обратите внимание: Смысл или подвижность в музыке?.

Но монахиней Далия не становится. Выросшая Далия собирает статьи об этой секте, видит кошмарные сны о прошлом, вспоминает своих сестер и обещание никогда с ними не расставаться. По телевизору ей попадаются сюжеты про секту и про музыканта-отшельника Молоха (она сразу замечает, что он носит на шее символ этой секты и тоже имеет татуировку в виде него, как и она сама). На black metal концерте с Далией знакомится парень, и она говорит, что ей надо найти этого музыканта, вдруг он что-то знает о судьбе её сестёр. Парень соглашается (похоже, он в неё влюбился), и они вместе едут искать его убежище... Чем же всё закончится?

Саундтрек в фильме правда отличный! Здесь и black metal, и песни с этническим уклоном (в записи). А также сцена посещения black metal концерта и хоровое исполнение этнических композиций сектантами.

Что касается имиджа, то главная героиня слушает black metal и носит чёрное, а её новый знакомый — типичный металлист, использующий в одежде атрибутику любимых групп. Также есть второстепенные герои-неформалы: компания металлистов в одном из эпизодов, публика на концерте, посетители рок-магазина. В самой секте женщины одеваются скорее как готы, со старинным уклоном, у многих есть пирсинг, татуировки, мужчины — просто в чёрном. Нет, на собраниях секты они не слушают black metal, зато поют хором этнические песни.

Один из героев фильма — black metal музыкант Молох, сидевший в тюрьме за поджоги церквей и пытки, а потом поселившийся в лесу в землянке и ведущий отшельнический образ жизни. В тюрьме он познакомился с членами секты и подружился с ними. Мне показалось, что режиссёр взял за основу историю музыканта Варга Викернеса (который сейчас сменил имя на Луи Каше), который сидел в тюрьме за поджоги церквей и убийство, а сейчас вместе с семьей поселился в сельской местности.

У меня осталось впечатление, что режиссёр решил не заморачиваться, продумывая ритуалы и образ жизни секты. Он словно просто собрал вместе устрашающие кадры и кадры с обнаженными женскими телами, добавив к ним наспех продуманные комментарии. Ни один ритуал не показан от начала до конца и с внятными объяснениями, только какие-то куски, словно это музыкальный клип с мелькающими кадрами.

В фильме неоднократно повторяется фраза, что больше всего людей, считающих себя язычниками даже в наши дни, осталось в Литве.

Кадр из фильма "Мы призываем тьму" (2019)

"Мы призываем тьму" ("We Summon the Darkness", 2019, США, Канада, Великобритания, режиссёр Марк Мейерс)

Жанр: ужасы, триллер.

Главное в этом фильме — непредсказуемый сюжет. В фильме есть три парня, познакомившиеся перед metal-концертом с тремя девушками, тоже приехавшими послушать музыку, ритуальные убийства и священник, с которым не всё так просто. Мне показалось, что данный фильм, в первую очередь, может заинтересовать любителей тяжёлой музыки: в нём есть неформальный имидж, фрагмент концерта, обсуждение героями музыкальных тем. Фильм не является ужастиком в чистом виде, он содержит элементы комедии (некоторые юмористические моменты мне понравились, но не все). Оговорюсь, что непредсказуемость сюжета относительная: конечно же, изначально было понятно, что в фильме жанра "ужасы" ситуация, когда три парня поехали домой к трём девушкам, с которыми только что познакомились, добром не кончится.

Кадр из фильма "Чёрно-кровавые невесты Сатаны" (2009)

"Чёрно-кровавые невесты Сатаны" ("Black Blooded Brides of Satan", 2009, Финляндия, режиссёр Сами Хаависто)

Жанр: ужасы.

Меня привлекло то, что это именно финский фильм (в Финляндии действительно популярен black metal). Действие происходит в Хельсинки. Есть герои-металлисты, которые просто слушают музыку и ходят на концерты, а есть металлисты, состоящие в секте сатанистов. Линда и её парень просто слушают музыку, а её подруга состоит в секте. После ссоры с родителями (они вообще плохо ладят) и расставанием с парнем (из-за его неверности) Линда тоже вступает в секту. Потом она хочет выйти из секты, и ей предлагают поучаствовать для этого в неком особом ритуале. Но в реальности из секты никого не выпускают, а особый ритуал — это съёмки порно-фильма, в котором девушек убивают по-настоящему. Лидер секты и до этого отправлял сектанток на смерть, а сам получал за эти фильмы деньги от клиентов, заинтересованных в просмотре фильмов с настоящими убийствами. Родители весь фильм ищут Линду, смогут ли они её спасти? В фильме неожиданный финал, который меня удивил.

Если взять часть кадров из фильма, то из них смог бы выйти хороший музыкальный видеоклип, но таланта для целого фильма, на мой взгляд, у режиссёра не хватает. Либо дело в самих актёрах. Также бросается в глаза, что почти многие герои почему-то очень грубо друг с другом общаются (включая диалоги молодёжи с взрослыми, причём в обе стороны, то есть взрослые тоже грубят детям). Мне понравилось смотреть на людей с неформальным имиджем, видеть логотипы знакомых групп на футболках, слушать саундтрек и смотреть на фрагмент концерта, но, в целом, фильм неприятный.

Кадр из фильма "Властелины хаоса" (2018)

"Властелины хаоса" ("Lords of Chaos", 2018, Великобритания, Швеция, Норвегия, режиссёр Йонас Окерлунд)

Художественный фильм о зарождении музыкального направления Black Metal в Норвегии, основанный на одноимённой документальной книге. В фильме преимущественно показываются первые годы существования групп "Mayhem" и "Burzum" (группы из одного человека, которого тогда звали Варг Викернес), возникновение тусовки единомышленников. Много внимания уделено наиболее шокирующим моментах тех лет: поджоги церквей, самоубийство Пера Ингве Олина, вокалиста "Mayhem", использовавшего псевдоним Dead (Мертвец), убийство гомосексуалиста, убийство Евронимуса Варгом. Как известно, сами музыканты "Mayhem" и Луи Каше (бывший Варг Викернес) плохого мнения об этом фильме и книге. А режиссёр Йонас Окерлунд был в те годы частью этой музыкальной тусовки и барабанщиком группы "Bathory".

Мне кажется, что мнение о данном фильме может сильно отличаться в зависимости от того, насколько хорошо зритель знаком с творчеством, биографией и фотографиями групп "Mayhem" и "Burzum". Я интересуюсь, поэтому мне сложно воспринимать актёра Рори Калкина в роли Евронимуса и Эмори Коэна в роли Варга. Также есть фактические неточности. Если абстрагироваться от этого и воспринимать фильм сам по себе, то он снят хорошо.

Когда я читала в 17 лет саму книгу "Повелители хаоса" (да, я её читала в таком переводе, где было именно "повелители", а не "властелины"), то и представить не могла, что когда-либо это экранизируют!

Данная статья является продолжением статьи Фильмы о рок и металл музыке 70-х и 80-х годов.

#кино #музыкальные фильмы #фильмы о музыкантах #metal #тяжелая музыка #тяжёлая музыка #black metal #фильмы о металлистах #фильмы о неформалах

Больше интересных статей здесь: Музыка.

Источник статьи: Фильмы о тяжёлой музыке (преимущественно стиля metal), действие которых происходит в конце 80-х и позднее.