Александр Кутиков без «Машины времени». Сольное творчество музыканта

Имя Александра Викторовича Кутикова у аудитории разных поколений прочно ассоциируется с легендарной группой «Машина времени». Одна из старейших отечественных рок-команд уже перешагнула полувековой рубеж своей истории, и почти всё это время за исключением небольших перерывов Кутиков занимает в ней позицию бас-гитариста и одного из вокалистов. Он автор музыки многих хитов группы. Музыкант занимается продюсерской и звукорежиссерской деятельностью, ещё в 1987 году Кутиков основал студию «Синтез рекордс», которая в глазах многих отечественных музыкантов и меломанов стала уже легендарной. «На той самой кутиковской студии», - подобные формулировки можно встретить в интервью музыкантов и материалах музыкальных журналистов, обозревателей, историков рок культуры. За Александром Викторовичем заслуженно закрепился негласный статус одного из главных продюсеров русского рока. В той или иной степени музыкант способствовал развитию карьеры многих исполнителей и авторов песен. Вне «Машины времени» Александр Кутиков выступал в роли композитора и исполнителя песен, сотрудничая с другими соавторами – видными отечественными поэтами и музыкантами. Об этой части его творческого наследия говорим сегодня.

Кутиков в «Машине времени» и сам по себе

Во многих группах, где есть явно выраженный лидер, другие участники коллектива оказываются в тени фронтмэна, оставаясь безликими инструменталистами. В «Машине времени», где бессменным лидером считается Андрей Вадимович Макаревич, подобной ситуации никогда не было. Каждый из ключевых музыкантов на разных этапах истории вносил свой вклад в творческий облик и репертуар коллектива. Единственным участником «классического состава», кто ни разу не пел в составе «Машины», остается её ударник – Валерий Ефремов. Наиболее яркие этапы истории и громкие хиты коллектива ассоциируются с легендарным трио Макаревич-Маргулис-Кутиков. На фоне «около-бардовской» эстетики сольных творений Макаревича и «приблюзованных» опусов Маргулиса именно Кутиков в ядре коллектива представляет «чистый рок», брутальную мужскую энергетику и мощь. С голосом и образом Кутикова ассоциируется такие нетленные «машинные» хиты как «Поворот» «Скачки», «Кого ты хотел удивить», «Спускаясь к великой реке», «Уходя уходи» и многие другие.

Отвечая в одном из интервью на вопрос о том, зачем участникам «Машины времени» сольные проекты, Кутиков заметил, что это стоит спросить у Макаревича. Андрей Вадимович в вопросах творческое деятельности вне группы действительно больше преуспел, работая в нескольких параллельных проектах и проявляя себя не только в музыке. Кутиков же отмечал, что для него основной всегда была работа в Машине времени, а творчество вне группы – второстепенно, своего рода «отдушина».

«Всё лучшее, что мы делаем мы делаем вместе», - говорил музыкант.

На собственное творчество вне группы у музыканта, по его словам, просто не хватало времени и сил, ведь в «Машине времени» он и басист, и композитор, и вокалист, и продюсер.

Есть «Нюанс»

Увидев вывеску «Александр Кутиков и группа «Нюанс», под которой музыкант выступает автономно от «Машины времени», кто-то из слушателей, возможно, подумал, что «Нюансом» он назвал собственный коллектив, собранный для сольного творчества, как аккомпанирующий состав. На самом деле это не совсем так, а точнее совсем не так. Группа «Нюанс» существовала как вполне самостоятельный проект. Она была основана Владимиром Баженовым в Москве в 1983 году, в конце 80-х выступления коллектива производили фурор. Звучал коллектив экспериментально, непривычно, в историческом масштабе остался не особо заметен широкой аудитории, имея свой определенный круг почитателей, и «всплыл» в связи с сотрудничеством с Александром Кутиковым.

Александр Викторович назвал «Нюанс» одной из лучших отечественных рок-групп, именно поэтому возможность поработать с ней оказалась ему интересна. С «Нюансом» Кутиков объединился не так давно, уже в XXI веке, и по словам Кутикова инициатива этого союза исходила от музыкантов коллектива.

«Когда ребята из «Нюанса» предложили, и я попробовал, то удивился, как симпатично это всё зазвучало у нас. С тех пор мы периодически собираемся вместе и играем концерты.»

Работа с «Нюансом» отнюдь не была для музыканта первым опытом сольной деятельности, выпускать песни под собственным именем Александр Викторович начал намного раньше.

Работая в таком исконно-поэтическом жанре как русский рок, Александр Викторович проявил себя, пожалуй, во всех ипостасях: как бас-гитарист, композитор, исполнитель, продюсер и звукорежиссер, но вот поэтом он себя никогда не считал. В «Машине времени» его главным постоянным соавтором был Андрей Вадимович Макаревич. Их авторский тандем сравнивали, немного немало, с легендарным тандемом Леннон-Маккартни. К такому сравнению сам Кутиков отнесся скептически, комментируя его в интервью с заметной иронией и скепсисом.

В сольной формации музыкант если и участвует в написании текстов, то в соавторстве, привлекая к сотрудничеству разных поэтов, в числе которых есть и именитые авторы-песенники, и известные музыканты разных поколений.

Александр Кутиков и Маргарита Пушкина: Первые сольные песни

Первые «сольные вылазки» без отрыва от производства в основной группе оба знаменитых «машиниста» сделали примерно в один период, в середине-второй половине 80-х годов с разницей в три года , Андрей Вадимович в 1985, записав «бардовский» альбом «Песни под гитару», а Александр Викторович - в 1987. Его первый сольный опыт был менее масштабен – он записал две собственные песни «Дай помечать» и «Кто со мной». Автором текстов стала Маргарита Анатольевна Пушкина.

Прозвучит громко, но именно Александра Викторовича Кутикова можно назвать человеком, который «открыл» миру отечественной рок музыки автора текстов песен Маргариту Пушкину, однофамилицу классика. В период, когда Кутиков, поссорившись с Макаревичем, ушел из «Машины времени» и играл в «Високосном лете» он порекомендовал тогда ещё начинающую поэтессу в качестве автора текстов для коллектива. Дело было в 1976 году, а дебют Пушкиной, если верить биографическим статьям в сети интернет, состоялся за 7 лет до этого, в 1970-м году.

Обратите внимание: Александр Галич: 7 фактов о музыке и жизни.

Первой в её поэтической карьере значится песня с названием «Каждому из нас надо выловить по солнцу из воды», написанная в соавторстве с Александром Викторовичем.

Сольные композиции Кутикова 1987 года, написанные совместно с Маргаритой Пушкиной, впоследствии несколько раз переиздавались на последующих пластинках.

Первый сольный альбом «Танцы на крыше». Александр Кутиков и Карен Кавалерян

У любого музыканта, долгое время работающего в группе в качестве автора, остается музыкальный материал, который по тем или иным причинам не был реализован в рамках основного проекта. Когда таких бесхозных творений в «загашнике» оказывается достаточное количество, само собой вызревает решение выпустить этот материал сольно, под собственным именем. В подобной, типичной для многих музыкальных коллективов, ситуации в определенный момент оказался и Александр Кутиков, что стало предпосылкой для появления его первого сольного полноценного альбома. Музыка, которая так и не обзавелась текстами Андрея Макаревича и не вошла в песенный репертуар «Машины», стала основой для пластинки «Танцы на крыше». Первое виниловое издание датируется 1990-м годом, в 1996 он был переиздан на CD. Тексты почти всех песен на для этого альбома написал Карен Кавалерян Давний друг музыканта, из под чьего пера вышли тексты песен множества популярных рок и поп хитов как на русском, так и на английском языке, стал одним из основных соавторов Кутикова в его сольной творческой деятельности вне «Машины времени».

Для «Танцев на крыше» Кавалерян написал десять песен. Оставшиеся – это упомянутые ранее композиции на стихи Маргариты Пушкиной и ещё одна – «Пьесы и роли» из репертуара «Машины времени», написанная Кутиковым в соавторстве с Александром Зайцевым.

На пластинке Кутиков предстал лишь отчасти в привычном амплуа и при этом во многом удивил слушателей. Контраст с характерными кутиковскими «боевиками» создают лирические медленные композиции, к коим относится заглавная композиция.

Кутиков на этой пластинке предстал лириком, показал разные грани своего вокального и музыкального мастерства.

Примером энергичной, рокерско-хрипловатой, привычной для «машинного» Кутикова композицией на этом альбоме служит песня «Держи меня». В архивах Гостелерадиофонда сохранилась запись этой песни, сделанная для телевизионной программы «Вечернее музыкальное кафе АРС» 1992 года.

К альбому «Танцы на крыше» приложили руку многие узнаваемые фигуры отечественной рок-музыки: гитарную партию исполнил Дмитрий Четвергов, на саксофоне сыграл Сергей Мазаев.

В качестве аранжировщика к работе над альбомом был привлечен Андрей Державин. Основатель группы «Сталкер» в 90-е годы был популярным исполнителем, пел про чужую свадьбу, призывал Алису не плакать, из-за того что она стала взрослой и предлагал Наташе выпить сухого вина, а в 2000-м году пополнил ряды «Машинистов», сменив на позиции клавишника Петра Подгородецкого.

Сольный альбом «Демоны любви»

Поскольку сольным творчеством музыкант занимается время от времени, альбомов, выпущенных под собственным именем, в его дискографии не так много – три полноформатных релиза и пара сборников, на которых были представлены старые записи. Первый и второй сольный альбомы музыканта были увидели свет в разные исторические эпохи, их разделяет большой временной промежуток. После «Танцев на крыше» Александр Викторович долгое время не занимался сольной деятельностью и вернулся к ней лишь в начале нулевых. Следующая пластинка под названием «Демоны любви» вышла в свет в 2009 г. Одним из авторов текстов для представленных на нём песен вновь стал Карен Кавалерян.

В начале лета, когда Карен Артаваздович отметил 60-летний юбилей, в публикации, посвященной поэту, я вспоминал об одной из его поздних песен на музыку и в исполнении Кутикова – «Новый пилигрим», как раз из альбома «Демоны любви». На своём сайте поэт вспоминал, что когда авторы работали над этой песней, Кутиков сказал ему: «Вспомни, что было 20 лет назад». В каком-то смысле песня воспринималась поэтом как возвращение к истокам. В тексте и в музыке, в ней мы услышали «старого доброго» Кутикова.

Песня «Лондон», также с текстом Кавалеряна – спокойная по звучанию, медленная, пропитанная легкой тоской, часто фигурирует в числе наиболее известных сольных песен Александра Кутикова.

Помимо Кавалеряна к написанию текстов песен на этой пластинке были привлечены и другие известные личности. Например, слова композиции «Твоя любовь» - творение известного автора-исполнителя Дениса Майданова.

Частым соавтором Кутикова на позднем этапе творчества стал один из лидеров группы «Ундервуд» Владимир Ткаченко. Он участвовал в написании заглавной композиции «Демоны любви», песен «Одиссей» и «Снег».

Бесконечномгновенно.

Ткаченко напишет большинство текстов крайнего на данный момент сольного полноформатного альбома Александра Викторовича. Он вышел в свет в 2018 году. Судя по воспоминаниям, представленным на официальном сайте музыканта, незадолго до своего полувекового юбилея «Машина времени» взяла творческую паузу, и как раз в этот период Кутиков работал над новой пластинкой. Она озаглавлена «Бесконечномгновенно». Песни с таким название в альбоме нет.

Анонсируя альбом Кутиков рассказывал:

«Это слово пришло мне в голову ближе к концу работы над альбомом, это не название одной из песен, а, скорее, общее состояние, ощущение жизни и мира».

Мне запомнилась размеренная композиция «Рыжий», по стилистике отдаленно напоминающая ветерана питерского рока Бориса Гребенщикова, и даже привычно хрипловатый голос Александра Викторовича при исполнении этой песни как будто немного «подрагивает» в угоду мелодике.

Выделяются на пластинке песни, написанные с другими поэтами. Автором слов двух песен «Снежок» и «Другу» стал Роман Луговых, более известный как Ромарио.

Кутиков как композитор относится к тем авторам, которые предпочитают сначала сочинять музыку, на которую потом уже поэт-соавтор пишет текст. «Другу» - тот редкий случай, когда получилось наоборот, Александр Викторович положил на музыку стихотворение Ромарио.

Очень характерной получилась композиция, озаглавленная «Моя песня» или «Налей-ка, друг». Это своего рода монолог «старого рокера», экзистенциальная зарисовка, явившая нам излюбленный образ Александра Викторовича. Текст этого произведения написал Вадим Демидов.

В адрес Александра Викторовича часто звучат такие определения как мастодонт, глыба, монстр русского рока, хотя сам музыкант не любит подобных «титулов», отмечая, что он просто человек, который много лет делает своё дело.

Материал ориентирован на широкую аудиторию, базируется на информации открытых источников и отзывах меломанов.

Спасибо, что дочитали до конца. Буду рад лайкам и подпискам в раздел. Слушайте хорошую музыку и помните, что разговоры о ней всегда субъективны.


Больше интересных статей здесь: Музыка.

Источник статьи: Александр Кутиков без «Машины времени». Сольное творчество музыканта.