Лучшие концертные классические рок-альбомы

У всех музыкантов существуют гениальные альбомы и пластинки похуже, но особое мастерство — выпустить суперский концертный диск, звучащий не хуже студийной записи. Ниже представлены одни из лучших концертных альбомов рок-титанов, которые прошли испытание временем.

Kiss — "Alive II"

Kiss совершили большой прорыв с альбомом "Alive!" Два года спустя появилось продолжение, и это был ещё один блокбастер. Записанный во время тура "Love Gun", "Alive II" достиг 7 места в чарте США, на два места выше, чем "Alive!" Он также лучше отражает живые выступления Kiss.

На "Alive II" есть много замечательных моментов: чистый адреналин в "Love Gun"; все девушки в зале кричат, когда барабанщик Питер Крисс поёт хитовую балладу "Beth"; гитарист Эйс Фрейли исполняет свою фирменную песню "Shock Me", а сам при этом в хламину. Среди пяти дополнительных студийных треков, которые были на четвёртой стороне оригинальной виниловой версии, есть также убийственная песня Эйса "Rocket Ride".

Группа звучала мощнее на таких треках, как "I Stole Your Love", "Shout It Out Loud и Makin' Love". Аудитория была просто в истерике. А оригинальная обложка винилового издания открывалась, чтобы показать всё великолепие Kiss на сцене.

Мик Тейлор из Slipknot согласен: «Это не самая величайшая вещь, но обложка "Alive II" с Джином в поту, с кровью, стекающей с его лица, и гримом, оказала на меня глубокое влияние. Достаточно взглянуть на мою собственную группу, чтобы понять, насколько сильно».

Whitesnake — "Live... In The Heart Of The City"

Задолго до того, как Дэвид Ковердейл взял курс на сердце Америки, он создал Whitesnake, основанную на блюзе хард-рок-группу, в классических традициях, и этот концертный альбом стал их величайшим моментом.

Выпущенный в ноябре 1980 года в виде двухдискового комплекта, "Live... In The Heart Of The City" являлся фактически двумя альбомами в одном: первый диск записан в июне 1980 года, второй — двумя годами ранее. В обоих случаях место записи было одно и то же: лондонский Hammersmith Odeon. Но к 1980 году группа окончательно сформировала свой состав: Ковердейл — на вокале, Берни Марсден и Микки Муди — на гитарах, Джон Лорд — на клавишных, Нил Мюррей — на басу и Иэн Пэйс — на ударных.

Это то, что басист Manic Street Preachers Ники Уайр любит называть «правильным Whitesnake». В версии "Ain't No Love In The Heart Of The City", R&B-песне, которую сделал знаменитой Бобби «Блю» Блэнд, есть глубокая душевность, а припев с удовольствием подхватывают фанаты — «хор Whitesnake», как называл их Ковердейл.

В таких композициях, как "Come On", "Love Hunter" и "Walking In The Shadow Of The Blues", также присутствует мощь чистого хард-рока. И самый лучший — хитовый сингл "Fool For Your Loving", представленный Ковом в бессмертном стиле Кокни: "'Ere's a song for ya!"

Led Zeppelin — "How The West Was Won"

Не может быть никаких сомнений в том, что Led Zeppelin были самой горячей рок-группой на планете, когда они разгромили Форум в Лос-Анджелесе 25 июня 1972 года и уничтожили Арену Лонг-Бич два дня спустя.

Джимми Пейдж считал, что в то время группа была на пике своей силы, после монументального альбома "1V". Вопрос был не в том, как был завоёван Запад, — Америка уже пала — а в том, почему они не доказали это в то время, выпустив концертный альбом.

Это упущение было исправлено в 2003 году выпуском трёхдискового альбома "How The West Was Won". За отрывочным "LA Drone" следует трёхминутное предупреждение о крике Роберта Планта в Валгалле в "Immigrant Song", а Пейдж демонстрирует весь свой диапазон, от мадригала до пауэр-аккордового кранча, в "Heartbreaker". Что есть, то есть.

Приторный блюз "Black Dog" звучит немного неловко на данном этапе (заметно, что Плант совершенно не проявляет интереса к своей собственной давней истории), но мы не можем переписать его прошлое. Лучше наслаждаться паузами, когда "Over The Hills And Far Away" переходит от британского фолка к неистовству Джона Бонэма, пародирующего того, кто подрывает устройство изнутри в чугунно-сталелитейном цехе.

Rainbow — "On Stage"

В 70-е годы двойной концертный альбом стал определяющим для таких гигантов рока, как Kiss, Lynyrd Skynyrd и Thin Lizzy. Блэкмор записал два монолитных двойных концертных альбома с Deep Purple, а "On Stage" Rainbow сравнялся с ними по бравурности и пресыщенности.

Записанный во время тура "Rising", он собрал окончательный состав — Блэкмора, Дио, Пауэлла, басиста Джимми Бэйна и клавишника Тони Кэри. На четырёх сторонах пластинки было записано всего шесть треков, включая марафонскую версию тяжёлого блюза Purple "Mistreated". И хотя Дио парил, виртуозность Блэкмора сияла ярче всего.

Judas Priest — "Unleashed In The East"

Один из величайших концертных металлических альбомов, "Unleashed In The East" был перегружен (Роб Хэлфорд признался, что во время этих концертов он болел гриппом, и это испортило его вокал) до такой степени, что его в шутку переименовали в "Unleashed In The Studio", однако он мощный и атмосферный.

Записанный в Токио, альбом включает в себя окончательные версии знаковых треков "Victim Of Changes", "The Ripper", "Sinner" и "Exciter", а также мастерскую интерпретацию самой мрачной песни ранних Fleetwood Mac — "The Green Manalishi (With The Two Pronged Crown)".

Это был первый альбом Priest, вошедший в британский Топ-10 — пик пришёлся на 10-е место — и в американский Топ-100, добравшись до 70-го места.

Motörhead — "No Sleep 'Til Hammersmith"

Громче, чем все остальные — таков был их девиз, и именно так это звучало на альбоме "No Sleep 'Til Hammersmith". На нём был представлен окончательный состав Motorhead: в лице Лемми на басу и вокале, «Быстрого» Эдди Кларка на гитаре и "Philthy Animal" Тейлора на барабанах. И они были на высоте после трёх классических альбомов, вышедших один за другим: "Overkill", "Bomber" и "Ace Of Spades".

В их динамичной атаке чувствуется маниакальная интенсивность, а общее ощущение гастрольной сумасбродности выражается в том, что менеджер тура представляет трек "(We Are) The Road Crew", крича в микрофон. То же самое можно сказать и о названии альбома: боевой клич кампании по разграблению и мародёрству.

Queen — "Live Killers"

К концу 1970-х годов Queen стали настоящей мейнстримовой группой — из тех, что регулярно занимают высокие места в чартах. Поэтому ни для кого не стало бы сюрпризом, если бы их концерты со временем стали хуже. Но этого не случилось.

Записанный в 1979 году двойной альбом "Live Killers" стал доказательством того, что Queen — одна из лучших концертных групп в мире, и они могут научить любого нескольким трюкам.

Открывает альбом "We Will Rock You", и эта металлическая, бомбовая и свирепая подача просто ошеломляет. Вдохновенное попурри из "Death On Two Legs", "Killer Queen", "Bicycle Race" и "I'm In Love With My Car" работает настолько хорошо, что можно поклясться, что эти песни были созданы именно таким образом.

Мало найдётся концертных альбомов лучше, чем "Live Killers", а отсутствие визуального эффекта только усиливает музыкальную смелость и мастерство группы.

AC/DC — "If You Want Blood You've Got It"

Песня "If You Want Blood" была записана во время тура "Powerage" 1978 года. Большая часть окончательного варианта была взята с концерта в Глазго, на родине братьев Янг. «Это, — сказал Ангус Янг, — было волшебное шоу».

Выпущенная в пятницу 13-го, песня "If You Want Blood" включала в себя элементы любимцев публики, такие как "The Jack" (её исключительно живые, «грязные» тексты впервые были включены в запись); "Whole Lotta Rosie" (со скандированием толпы «Ангус! Ангус!», впервые записанное на пластинке, что навсегда закрепило его в сознании всех будущих поколений зрителей на концертах AC/DC).

Также были исполнены продолжительные, зажигательные бисы "Let There Be Rock" (отличительной особенностью которых стал настоящий рёв одобрения толпы в Глазго, когда группа вернулась на сцену в футбольных майках Шотландии); и "Rocker", ловко сокращённый с обычных 12 минут с лишним до более удобных для радиостанций трёх минут.

Обратите внимание: Лучшие лидеры в кпоп. Часть 2..

В результате получился один из величайших концертных альбомов.

Iron Maiden — "Live After Death"

К тому времени, когда весной 1985 года турне Iron Maiden "World Slavery" достигло арены Лонг-Бич в Лос-Анджелесе, оно превратилось из целенаправленной попытки завоевать мир в победный марш. Прошло всего пять лет с тех пор, как группа дышала пивным перегаром в лондонском клубе Ruskin Arms, но уверенность музыкантов, масштаб и амбициозность концертов коллектива возрастали в геометрической прогрессии.

"Live After Death" — это в значительной степени снимок молодой группы на пике её развития, но это был также дерзкий ответ на концертные альбомы Deep Purple, UFO и Judas Priest, которые послужили для Maiden образцом для подражания, а затем музыканты превзошли и их. И с появлением компакт-дисков "Live After Death", с его пластинкой в разворотном конверте, дополненном подробным описанием технических характеристик и логистики тура "World Slavery Tour", — стал последним великим концертным альбомом виниловой эры.

UFO — "Strangers In The Night"

Стив Харрис из Iron Maiden знает толк в концертных альбомах. У Maiden их одиннадцать, включая легендарный "Live After Death" 1985 года. И Харрис не сомневается в том, что это — величайший концертный альбом из когда-либо созданных. «UFO — одна из моих любимых групп, — поведал он. — А "Strangers In The Night" — мой любимый концертный альбом. Некоторые альбомы надоедают, но я до сих пор слушаю "Strangers".

На самом деле Maiden на протяжении многих лет использовали трек с этого альбома — "Doctor Doctor" — в качестве вступления на своих концертах. Выпущенный в 1979 году, альбом "Strangers In The Night" стал заключительным произведением золотых лет UFO. Незадолго до выхода альбома из группы ушёл гитарист Михаэль Шенкер. Но его выступления были потрясающими.

Все участники группы были на пике своей формы. И на этом двойном альбоме так много замечательных композиций: "Natural Thing", "Only You Can Rock Me", "Lights Out", "This Kid's", "Rock Bottom", "Doctor Doctor" и, возможно, лучший из всех эпик "Love To Love" размером с Zeppelin.

The Who — "Live At Leeds"

Сейчас трудно представить или воссоздать то влияние, которое оказал альбом The Who "Live At Leeds", вышедший 23 мая 1970 года.

Сама пластинка состояла всего из шести треков, три из которых были каверами — "Shakin' All Over" Джонни Кидда, "Summertime Blues" Эдди Кохрана и "Young Man Blues" Моуза Эллисона, наряду с "Substitute", "My Generation" и "Magic Bus".

Он не был коротким — "My Generation" длился 16 минут и включал фрагменты "See Me, Feel Me", "Listening To You", "Underture", "Naked Eye" и "The Seeker", а "Magic Bus" — это были стремительные семь с половиной минут, но он был простым, грубым, жестоко громким для того времени и сложенным в простой коричневый конверт.

Но на этом альбоме все участники группы —- только после успеха в США — находятся в захватывающей, почти телепатической форме, а Роджер Долтри превзошёл даже свои лучшие выступления на "Tommy", не говоря уже о более ранних альбомах.

«Я был большим поклонником Who, — рассказал Гедди Ли из Rush. — Я и сейчас им являюсь. Как и у многих других, для меня всё началось с "My Generation". Я ходил за музыкой к Сэму-Рекордмэну в моём городе. Именно там я заполучил "Live At Leeds" одним субботним утром. И этот бас в "My Generation", я имею в виду, Джон Энтвистл... Боже мой, он оказал на меня невероятное влияние, и его игра в "Leeds" непревзойдённа».

Thin Lizzy — "Live And Dangerous"

Продюсер Тони Висконти позже утверждал, что 75 процентов "Live And Dangerous" было воссоздано в студии.

Но этот альбом делает то, что делают все по-настоящему великие концертные пластинки: представляет собой наилучшее исполнение классики студийной музыки. Лучше всего он передаёт ощущение, которое можно почувствовать на концертах, — того, какими были эти парни на самом деле, и каково было находиться с ними в одной комнате. Должно быть, по обе стороны сцены тусовались 50 человек, — все, от Джорджа Беста до различных девушек со страницы 3, телевизионных знаменитостей, поклонников и дилеров, которые в разные моменты выскакивали на сцену. На пластинке этого не видно, но можно услышать веселье, почувствовать эту атмосферу.

Это двойной альбом, в него вошли лучшие рок-песни из когда-либо написанных: не первый хит-сингл группы "Whiskey In The Jar", но многие другие: "Jailbreak", "Emerald", "Don't Believe A Word", "Dancing In The Moonlight (It's Caught Me In Its Spotlight)", "Rosalie", "Johnny The Fox Meets Jimmy The Weed", "The Rocker", и, конечно же, "Cowboy Song" и "The Boys Are Back In Town".

В нём также есть одна из величайших рок-баллад — "Still In Love With You", исполнение которой Горэмом и Робертсоном разобьёт вам сердце. И в нём есть такие шутки между песнями, которые могли бы сойти с рук только такому обаятельному человеку, как Фил. «Есть ли здесь кто-нибудь, в ком есть хоть капля ирландского? Есть ли среди девушек те, кто хочет, чтобы в них было побольше ирландского?»

Deep Purple — "Made In Japan"

Японская культура едва коснулась Британии в начале 70-х. Идея о том, что рок-группа будет выступать там с концертами, была поистине экзотической. "Made In Japan" был новаторским релизом, созданным в далёкой стране; он обладал таинственной, потусторонней привлекательностью, с которой не могли сравниться другие концертные альбомы, записанные в гораздо более обыденных местах. Помогло и то, что это был двойной альбом с восхитительной золотой разворотной обложкой.

Deep Purple были на пике своей популярности, выпустив за несколько месяцев до этого определяющий карьеру лонгплей "Machine Head". На альбоме "Made In Japan" они преодолели тонкую грань между пронзительностью и мягкостью, и четыре стороны винила дали им простор для творчества — и имеется в виду именно творчество. Невероятно, но здесь было всего семь треков; "Highway Star", открывавшая первую сторону, была единственной, длительность которой не превышала семи минут.

Четвёртая сторона состояла из чудовищной 20-минутной версии "Space Truckin'"; "The Mule", тем временем, содержала шестиминутное барабанное соло Иэна Пэйса.

«В своём роде это по-прежнему, пожалуй, лучший концертный рок-н-ролльный альбом из когда-либо созданных, — заявил Пэйс. — И это с учётом всего, что сделали Led Zeppelin, всего, что могли сделать Black Sabbath, Bad Company, Free... Это превосходное инновационное исполнение, жизнь на грани и великолепная игра с фантастическим звуком, ни одна работа и близко к нему не подобралась».

Ничего не упустили? Если у вас есть соображения на этот счёт, напишите в комментариях!

Больше интересных статей здесь: Музыка.

Источник статьи: Лучшие концертные классические рок-альбомы.