Количество фоновой музыки, которую мы слышим в своей жизни, ошеломляет. Фоновая музыка звучит в супермаркете, на заправке, в каждом телешоу и в каждом фильме, в кабине у зубного врача, в барах и ресторанах, а также во многих других местах.
Вы занимаетесь своими делами, думаете о чем-то, строите планы на день, варите свой утренний кофе, может быть даже разговариваете по телефону, а в этот момент звучит музыка.
Этот вид слушания — пассивное слушание. В пассивном слушании нет ничего плохого, мы все это делаем. Я пассивно слушаю интервью в разделе Юрия Дудя, печатая это. Часто мы слушаем музыку во время мытья посуды, вождения автомобиля, стирки и уборки дома. Главная проблема с этой фоновой музыкой заключается в том, что мы можем совершенно не обращать на нее внимания или вовсе отключить, не вспомнив даже о чем была эта песня через какое-то время.
Активное слушание — это навык, который я хотел бы призвать вас развивать и практиковать! Так же как вы каждый день занимаетесь игрой на инструменте или (я очень на это рассчитываю!) поете упражнения по сольфеджио и определяете интервалы на слух. Вы часто задаете один и тот же вопрос на занятиях, когда мы касаемся темы сочинения своих песен или анализируем чужие. Где я могу взять больше информации об этом? Есть какой-то учебник, где уже описаны все эти ситуации? Посоветуйте что-нибудь!
Конечно, есть достаточно много книг, где авторы рассказывают о своем опыте написания песен, делятся какими-то секретами, описывают, как это происходит у них. Есть довольно толстые учебники по классической гармонии, в которых объясняются правила построения аккордовых последовательностей, способы соединения аккордов между собой итд. Это все полезные вещи, которые я ни в коем случае не отрицаю! Но не менее полезно умение осознанно слушать музыку, спрашивая себя о том, что вы слышите в данный момент!
Что вам нравится, что не очень? Почему припев в этой песне вам пришелся по душе, а в другой показался очень скучным? Это ведь тоже своего рода чтение книг по теории музыки, только в аудио формате! Вы не находите, что узнавать, как устроена какая-то современная песня (или не очень современная, без разницы) лучше, слушая саму эту песню!
Да, может быть, вы пока не можете подобрать аккорды (музыканты говорят снять гармонию) песни, которая вам нравится. Но и это только вопрос времени, я вам обещаю! Нет, я вам даже ГАРАНТИРУЮ это!!! И многие из тех, кто уже какое-то время ходит на занятия, подтвердят мои слова, я уверен. Но даже и без подбора аккордов есть огромное количество информации в песне, которую вы уже точно можете и готовы услышать! Впрочем, об этом ниже.
Итак! Не убирайтесь, не садитесь за руль (особенно), не зависайте в соцсетях, не читайте книг, не ведите разговоров. Просто слушайте!
Вот несколько советов для начала работы, которые вам помогут!
Начните с малого
Активное слушание, как и любая другая мозговая деятельность, требует энергии и может утомить. Активное слушание требует тренировки ума, чтобы научиться останавливать все посторонние мысли в вашей голове и быть сконцентрированным в данный момент.
Концентрация – ключ к успеху! Начните с какой-нибудь трехминутной поп-песни, с которой вы достаточно знакомы, чтобы успеть отметить для себя какие-то моменты.
Если вы можете активно слушать в течение одной минуты без блуждания вашего внимания, вы отлично справились! Завтра обязательно повторите эксперимент! Как и любой навык, требующий мышечной памяти, активное слушание требует ежедневной практики. Но эта ежедневная практика не должна быть долгой. Я всегда говорю, что нужно начать с прослушивания одной песни в день.
Поэтому выключите свет, устраните отвлекающие факторы, такие как компьютеры и смартфоны, закройте глаза, если хотите (но не засыпайте!), и включите трехминутную музыку. Слушайте музыку. Делайте заметки о том, на что обратили внимание. Повторите на следующий день.
Сосредоточьтесь на конкретных элементах
Один из способов сосредоточить внимание во время активного прослушивания-это сосредоточиться на определенных элементах самой музыки. Начните с самого очевидного – певца или солирующего инструмента. Постарайтесь сосредоточиться на этом на протяжении всей песни.
Вам нравится голос вокалиста (вокалистки)? Чем именно? Меняется ли вокал от куплета к припеву? Если вы вокалист, то вы, конечно, обратите внимание на то, какими вокальными приемами он (она) пользуется, когда поет! Напоминает ли вам вокалист кого-то еще из певцов, которых вы слышали ранее? Есть ли бэк-вокал в этой песне? В какой момент он появляется и где исчезает?
Если это инструмент, то играет ли он соло или ритм? Как бы вы описали основной ритм? Какой инструмент в песне отвечает за показ гармонии, а какой выполняет ритмическую функцию? Может быть это делает один и тот же инструмент?
Какие инструменты вы вообще слышите в куплете и припеве? Какой темп примерно (можете проверить потом, включив метроном)? Какой размер? Меняются ли они по ходу песни? Что меняется в партиях инструментов при переходе от куплета припеву? За счет чего припев звучит шире и насыщеннее куплета?
Вы поняли идею. Начните с одного элемента, и, если ваша активная работа по прослушиванию начинает становиться легче, прослушайте песню несколько раз, сосредоточившись на разных элементах.
Повторение
Вы активно слушали песню! Отлично! А теперь послушайте еще раз. Повторное активное слушание — это суть совершенствования музыканта.
Когда вы активно слушаете запись несколько раз, сначала прислушайтесь к тому, что вам знакомо, а затем попытайтесь услышать что-нибудь, что находится на заднем плане. Поверьте, вы услышите многое из того, на что не обращали внимания!
Вы можете взять и положить перед собой аккорды или ноты песни. Слушайте еще раз и смотрите на них. Внимательно слушайте те места, где аккорды сменяют друг друга. Это очень помогает развить слух и научиться подбирать музыку!
Делайте заметки после этого
После каждой активной сессии прослушивания, делайте заметки о том, что вы услышали. У кого-то сразу наберется материала на пост в своем блоге, а кто-то для начала напишет только: “звучит хорошо, мне нравится певица.” Важно не столько то, что вы пишете, сколько то, что вы записываете что-то и ведете учет своего прогресса.
Не пишите, пока слушаете! Активное слушание требует от вас полного внимания. Если пришла какая-то мысль или идея, которую вам действительно нужно записать, и вы боитесь, что забудете, приостановите запись, запишите ее, а затем снова запустите.
Откройте для себя другие стили
Слушайте как можно больше разной музыки! Не обязательно быть поклонником этого стиля или исполнителя. Но прослушать и выписать ответы на вопросы, которые мы обсуждали выше – очень полезно!
Все, абсолютно все музыканты — активные слушатели. Одна вещь, которая их всех объединяет — готовность черпать вдохновение из других жанров и стилей музыки, отличных от их собственных. Точно так же, как с едой, некоторые люди могут хотеть одну и ту же еду каждый вечер, но большинство из нас все-таки выберет разнообразие.
Получая новые знания на занятиях, вы сможете слышать и отмечать все больше и больше информации при каждом прослушивании!
Если вам понравилась статья и текст был вам полезен, дайте знать об этом в комментариях!
Приятного активного слушания!
Больше интересных статей здесь: Музыка.
Источник статьи: Активное слушание поможет вам развиваться как музыканту.