Альбом Grand Funk Railroad «e Pluribus Funk», 1971 г. ~ это фактическая вершина творческого пути группы

В конце 1971 года американская группа Grand Funk Railroad записала и выпустила свой самый лучший в творческом плане альбом «E Pluribus Funk». И хоть после этого альбома у «Гранд Фанков» был еще ряд неплохих, и даже отличных альбомов, но такого зажигательного не было уже никогда.

Grand Funk Railroad «E Pluribus Funk», 1971 г. На конверте выбита дата 1972, на самом деле альбом поступил продажу в ноябре 1971-го

В ноябре 1971 года Grand Funk Railroad выпустили свой лучший, по сути, альбом – «E Pluribus Funk». Почему лучший? Ведь и до, и после они выпустили не менее хорошие альбомы, чего, например, стоят «Grand Funk» 1969 года, или «We're an American Band» 1973-го, или они что, не лучшие?

На видео: так выглядели "Гранд Фанки" на концертах в 1971-м, между записью двух своих альбомов этого года

Ну, во-первых, до 1971 года «Гранд Фанки» только искали свой путь, а в 1973-м они его так и не нашли, и потому взялись за эксперименты, что очень быстро привело группу к краху.

А во-вторых, пока музыкантов опекал талантливый менеджер Терри Найт, им не надо было вообще ни о чем заботиться, кроме совершенствования своей музыки.

Лицевая сторона круглого картонного конверта, покрытого серебристой фольгой

И потому «E Pluribus Funk» стал вершиной трехлетнего музыкального пути группы. Правда, они все чаще поднимали финансовый вопрос и начинали закидывать Найту обвинения в том, что он натурально их обирает, не доплачивая законно заработанные ими миллионы, но даже в кульминации этого противостояния музыка не страдала. Она шла своим путем – только вверх, тем более что «Гранд Фанки» старались не усложнять музыку, выезжая исключительно на хайпе.

Оборотная сторона конверта.На ней изображен стадион, на котором группа побила рекорд "Битлов" по скорости продажи билетов на концерты

Вообще-то за несколько месяцев до начала записи очередного альбома группа закончила работу над предыдущим «Survival», а потому отдохнуть никак не удавалось из-за постоянных гастролей. Но следует учитывать, что «Survival» был записан всего за три дня, и музыка, появившаяся на нем, совсем не блистала какими-то новациями - чисто блюзовый альбом, запись которого прошла как бы незаметно и без напряга.

Лицевая сторона вкладки, имеющей круглую, под конверт, форму

А вот к записи «E Pluribus Funk» музыканты подошли креативно. Они его тоже не хотели слишком перетяжелять, но, тем не менее, альбом уже получился не блюзовый, а рок-н-ролльный. Некоторые сложности вызвала тяжеленная блюзовая баллада «Loneliness», которую следовало хорошо оркестрировать, но это были не те сложности, тем более их взял на себя Терри Найт.

Оборотная сторона вкладки с текстами песен

В итоге получился очень живой, не перетяжеленный новыми идеями альбом, зато музыканты постарались его очень красиво оформить. Особенно навалял бриллиантов бас-гитарист Мэл Шачер, который всегда тяготел к фанку, и, наконец, выплеснул всю свою скрытую экзотическую энергию в музыку альбома. В итоге гитара Фарнера звучит как просто аккомпанирующий инструмент, а редкие его соляки никак не заслоняют бешеную игру басиста, поддержанного еще и барабанщиком, который тоже к фанку был далеко не равнодушен.

Лейблы виниловой пластинки с двух сторон

Но альбом получился не фанковым, а просто пестрым. Если кто не заметил, то «E Pluribus» просто переполнен фишками, собранными музыкантами группы из очень богатого американского музыкального наследия. И им даже не пришлось ничего нового придумывать, достаточно было просто распределить все эти фишки так, чтобы каждая из них в нужный момент звучала как самое настоящее откровение от «Grand Funk Railroad», а не от безвестных народных музыкантов. Это самое настоящее искусство, и «Фанки» на этом альбоме подняли его на небывалую высоту, и выдумывать ничего не пришлось.

А теперь посмотрим, что нам приготовил последний «безбашенный» альбом.

Сторона 1:

1). Footstompin' Music (3:48). Этот эта самая настоящая фишка альбома, сочинил ее Марк Фарнер как, впрочем, и все остальное тут. Весьма оригинальное решение для гитарной группы – провести всю линию на органе, только в середине на короткое время влупив бешеное соло. Но хоть и короткое, зато весьма пронзительное. Этой песней «Гранд Фанки» открывали почти все свои концертные выступления, и открывают по сей день, хотя Фарнера в группе давно уже нет.

2). People, Let's Stop the War (5:12). А это несомненный изюм, таких плотных и сложных компоновок музыканты еще не сочиняли.

Обратите внимание: 1960-е. Часть1. Лучшие группы и музыканты эпохи..

Эта песня одна из самых громких и самых проникновенных во всем первом периоде группы. Странно, что GFR ее не исполняли на концертах. Возможно, все же исполняла на выступлениях в поддержку альбома в 1971-72 гг., но никаких записей нет.

3). Upsetter (4:27). Типичный рок-н-ролл на южный американский манер – Фарнер сыграл его на аккордах, а не на рифах. Зато Мел Шачер фанкует по-черному.

4). I Come Tumblin' (5:38). Моя любимая композиция. В чем-то созвучная предыдущей, но гораздо интересней. Тут бас-гитарист проявил себя в полной красе, бешено солируя на своем инструменте.

Сторона 2:

5). Save the Land (4:14). Сама мелодика хоть и очень громкая с явной долей примитива, но Фарнер, призывая своих слушателей к чему-то экологически актуальному, поет так проникновенно, что песня кажется шедевром. Особенно впечатляет очень долгое пиликанье гитары в финале, причем на разный лад, будто Фарнер таким образом испытывает нервы слушателей.

6). No Lies (3:57). А это песня вообще уникальная, в нее стоит вслушаться. На первый взгляд скучная, но в припевах Марк Фарнер так завывает, словно хочет сорвать свою глотку. При этом песня совсем не бешеная, а скорее это среднетемповый рок-н-ролл с чисто блюзовым, хоть и совсем не «народным» вокалом.

7). Loneliness (8:38). Странный выбор для этого диска. Скорее всего этот блюз с очень громким психоделическим оркестровым финалом подошел бы к предыдущему альбому вместо «Gimme Shelter», а само творение Джаггера и Ричардса надо было бы поместить на «E Pluribus». А так эта композиция просто нивелирует альбом, слишком уж другой она тональности.

Но даже несмотря на не совсем подходящий финал, альбом вышел на славу. Как минимум, это вершина всего первого периода Grand Funk Railroad с Терри Найтом. Потом, конечно же, были еще неплохие альбомы, но ни один из них, кроме «We're an American Band», до «платины» уже не добрался. Но «Америкэн Бэнд» вылез только благодаря одноименному синглу, тогда как «E Pluribus Funk», не имея практически ни одного хита на национальном уровне, «платину» взял легко, и даже легче и быстрее, чем все предыдущие разы.

И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О «ГРАНД ФАНКАХ» НА МОЁМ Е:

Дебютный альбом Grand Funk Railroad «On Time», 1969 г., записывался уже очень опытными музыкантами

«Красный Альбом» от Grand Funk Railroad уже в 1969-м году начал приносить группе миллионы

Grand Funk «We're an American Band» 1973 г. ~ лучший альбом лучшей американской рок-группы

Grand Funk Railroad «Shinin' On» 1974 г. – последний крупный успех лучшей американской рок-группы

Grand Funk Railroad «Born to Die», 1975 г. Почему провалился шедевр, достойный мультиплатины?

Больше интересных статей здесь: Музыка.

Источник статьи: Альбом Grand Funk Railroad «e Pluribus Funk», 1971 г. ~ это фактическая вершина творческого пути группы.