Культовые рок-альбомы 1971 года (4)

Что ж, вот мы и добрались до финальной части моей скромной подборки наиболее известных альбомов, выпущенных полвека назад, в 1971 году.

Предыдущие части:

Культовые рок-альбомы 1971 года (1)

Культовые рок-альбомы 1971 года (2)

Культовые рок-альбомы 1971 года (3)

"Led Zeppelin IV"

Led Zeppelin

8 ноября 1971

Появившись на прилавках в ноябре 1971 года, четвертый альбом Led Zeppelin привел многих слушателей в замешательство. На конверте пластинки отсутствовали какие-либо опознавательные знаки: название альбома, обозначение выпустившей его группы, а также информация о лейбле. На обложке можно было разглядеть лишь маленькую фотографию на фоне старых обоев, на которой какой-то неизвестный пожилой человек несет хворост. И только четыре загадочных символа оставляли хоть какой-то намек на причастность ко всему этому Led Zeppelin, нисколько, впрочем, не уменьшая размеров того облака таинственности и недосказанности, что клубилось вокруг их новой работы. К тому же пластинка была выпущена без особых предупреждений, после почти что полутора лет молчания с прессой.

Все самое главное на этом альбоме сказала музыка. Критики и некоторые фанаты остались недовольны акустическим звучанием предыдущего "Led Zeppelin III"? Тогда получите настоящий, полностью хард-роковый альбом - то, чего все так ждали от группы! Звучание "Led Zeppelin IV" вышло громоподобным: "Black Dog", "Rock And Roll", "When the Levee Breaks"... В музыкальном плане группа в какой-то степени вернулась во времена своей второй пластинки. Акустическое наследие "Led Zeppelin III", конечно, тоже осталось, но такие исключения как фолковая "Going to California" или балладная "Stairway to Heaven", скорей, лишь подтверждали общее правило.

Альбом имел огромный успех, позже оказавшись самым продаваемым диском в карьере Led Zeppelin и в тяжелом роке вообще, а также став визитной карточкой группы. Многие считают "Led Zeppelin IV" самой удачной и цельной работой коллектива. Я же скажу, что это последняя по-настоящему классическая пластинка Led Zeppelin, после которой, разумеется, выходили другие хорошие альбомы, но все они были уже совсем другого плана.

"Fragile"

Yes

26 ноября 1971

"Fragile" - первый альбом "золотого" периода группы Yes 1971-1973 годов, а также одна из самых главных и узнаваемых работ этого британского коллектива. Первые две пластинки Yes не привлекли к себе особого внимания. На третьем диске "The Yes Album" к группе уже присоединился культовый гитарист Стив Хау. Но вот, прямо во время записи "Fragile", к составу примкнул виртуозный клавишник Рик Уэйкман, пришедший на замену предыдущему Тони Кэю, и музыка Yes заиграла новыми красками.

На мой взгляд, на данном диске группа создала три несомненных шедевра: "Roundabout", "Heart Of The Sunrise" и "South Side Of The Sky". Между этими китами на пластинку были помещены короткие, написанные каждым участником Yes по-отдельности, инструментальные зарисовки, где доминировал тот или иной инструмент автора. Подобный прием придал альбому больше динамики и живости.

После успеха "Fragile" Yes решили уже никак не сдерживать свою фантазию - в течение следующих двух лет группой были выпущены такие гиганты как "Close to the Edge" и "Tales from Topographic Oceans" с их огромными 20-минутными композициями. Они были по-своему прекрасны, однако мне кажется, сила Yes как раз состояла именно в том, что глубина музыкальной мысли ее участников сочеталась с емкостью формы. Что, собственно, и было замечательно продемонстрировано на альбоме "Fragile", хоть группа впоследствии и захотела откреститься от подобного "песенного" формата.

"Pictures at an Exhibition"

Emerson, Lake & Palmer

ноябрь 1971

Emerson, Lake & Palmer играли Мусоргского еще тогда, когда супергруппа была только-только сформирована. "Картинки с выставки" великого русского композитора в обработке британского трио были впервые представлены на самом первом выступлении ELP на острове Уайт в августе 1970 года. Затем коллектив хотел записать свой концерт с исполнением "Картинок" 9 декабря 1970 в Лондоне. Но именно живому выступлению в Ньюкасле в марте 1971 суждено было позже перевоплотиться в знаменитый концертный альбом Emerson, Lake & Palmer "Pictures at an Exhibition".

Несмотря на то что группа на нем играла в большинстве своем чужой материал, концертник "Pictures at an Exhibition" прочно стоит в ряду остальных культовых работ Emerson, Lake & Palmer. Записав его, группа представила слушателям необыкновенный сплав классической музыки и рока. Альбом пропитан особым сказочным духом: пьесы Мусоргского о Бабе Яге на нем соседствуют с "Щелкунчиком" Чайковского.

Обратите внимание: Руки Вверх. Альбомы с 1997 по 2006г..

Но главное волшебство здесь создают сами музыканты: кудесник Кит Эмерсон, стоящий за многочисленными синтезаторами в блестящем цветастом облачении, Грег Лейк, исполняющий вокальные партии своим ангельским голосом, и Карл Палмер, своими барабанами соединяющий все эти детали воедино.

  • Если хотите узнать больше о соприкосновении классики и рока, советую почитать:

Классика и рок. В каких композициях известных рок-исполнителей они пересекались больше всего

"Wild Life"

Wings

7 декабря 1971

Не успела толком распасться The Beatles, как всего через год Пол Маккартни уже сформировал свою собственную группу. В том же 1971 году вышел его второй сольный альбом "Ram", и, казалось бы, это начало его самостоятельной независимой карьеры. Но уже в августе того же года было положено начало нечто большему - группе Wings, с которой неразрывно будет связано имя Маккартни вплоть до самых восьмидесятых годов.

Дебютный альбом "Wild Life" был записан всего за неделю. Тем самым Пол хотел добиться того, чтобы звучание пластинки получилось свежим и живым, максимально приближенным к концертному исполнению. Впоследствии, отправившись в свое первое турне, Wings даже выступали по различным маленьким клубам и университетам, чтобы как следует сыграться и вновь ощутить дух небольших камерных концертов.

И "Wild Life" действительно оказался очень теплым и каким-то даже по-семейному уютным. В первоначальный состав группы вошли сам Пол Маккартни, его жена Линда, барабанщик Денни Сейвелл, работавший с ними на альбоме "Ram", а также бывший гитарист Moody Blues Денни Лэйн - давний товарищ Пола еще со времен Beatles. Между музыкантами в результате этого чувствуется особая дружественная связь.

На пластинке Пол даже попытался примириться с Джоном Ленноном, записав песню "Dear Friend" после едкого ленноновского выпада "How Do You Sleep?". Радует то, что в итоге старые друзья все-таки забыли былые обиды и направились дальше. Группу Wings как никого другого ждало большое будущее.

"Hunky Dory"

Дэвид Боуи

17 декабря 1971

Всю свою жизнь Дэвид Боуи неустанно искал себя. В особенности это касалось его раннего творчества. Начинал он с космической тематики в своей знаменитой "Space Oddity". Затем погрузился в тяжелый рок на пластинке "The Man Who Sold the World". Но вот в свет вышел его четвертый студийный альбом "Hunky Dory". На нем была песня под названием "Changes". И можно сказать, с ее выходом в жизни Боуи действительно произошли перемены.

На обложке Боуи предстал с длинными волосами, в позе, подражающей Марлен Дитрих. Требовался еще лишь шаг, чтобы окончательно встать на путь глэм-рока и перевоплотиться в инопланетянина Зигги Стардаста (одноименный альбом, кстати вышел совсем скоро, в июне 1972). Любопытно, что на "Hunky Dory" уже собрались все те музыканты, которые в будущем станут вымышленной группой "Пауки с Марса".

Но что Зигги, что аккомпанирующая ему группа, что сам глэм-рок довольно быстро пронеслись сквозь жизнь Боуи, бесследно исчезнув так же, как и появились. А вот данная пластинка 1971 года фактически заложила основы для всего последующего творчества Дэвида, причем не только 70-ых.

Необычная лирика, художественная образность, определённая экстравагантность в исполнении, сочетание простых поп-мелодий с рок-н-рольной основой - в общем, все то, за что мы любим Дэвида Боуи уже имелось на "Hunky Dory". Прекрасно понимал это и сам Боуи, считая альбом одним из важнейших в своей карьере.

***

Вот таким в музыкальном плане выдался 1971 год. Естественно, перечисленные альбомы - далеко не всё, что выходило полвека назад. Однако даже по этой малой части видно, каким все-таки насыщенным и разнообразным было то время. Те зачатки, что в 1970 году стали отправной точкой для развития тяжелого рока, уже менее чем через год вылились в целый бурный поток музыки, который в одночасье хлынул на слушателей тех лет и не иссякает до сих пор. Музыки, которая даже спустя 50 лет не устарела ни на день.

Читайте также:

1970 год в рок-музыке: 50 лет спустя... (Часть 1)

1970 год в рок-музыке: 50 лет спустя... (Часть 2)

1970 год в рок-музыке: 50 лет спустя... (Часть 3)

Больше интересных статей здесь: Музыка.

Источник статьи: Культовые рок-альбомы 1971 года (4).