Музыкальное впечатление

Сегодня с утра первое, что сделала ещё лежа в постели, разлепляя постепенно глаза, - прослушала новый альбом Константина Завалина "Не трись об ось", релиз которого совпадал с днём моего рождения. Альбом был уже более настойчивой новостью при открытии ВК.

Я только сейчас рада, что перенесли концерт, который должен был случится в день такого двойного ДР. Некоторые песни меня смогли бы просто эмоционально вытрясти из ума ещё в хрупком вчера. А сегодня я уже готова воспринимать их в качестве философского стёба с долей правды, а некоторые просто воспринимать и удивляться их глубине.

Прослушивание альбома мне заменило и физическую зарядку утром, потому что на некоторых песнях тело само по себе подплясывало всё ещё лёжа, и эмоциональное утреннее наполнение. Грудная клетка пыталась лопнуть от такого приятного расширения изнутри. Тогда я и решила описать впечатления тут, чтобы расширение прорвалось наружу.

Между дел альбом переслушала ещё раза три-четыре-десять за день, под непрекращающимся впечатлением от того, насколько это невероятно самобытное творчество. Первое ощущение - чувство какой-то родной русскости. Не деревенско-бабушкиной с самоваром, валенками и плясками. А что-то более глобальное и обширное, родственно-близкое в каком-то ключе национальных традиций с внутренней силой, на этом основанной. Сложно объяснять чувства словами, но буду пробовать.

Самый яркий для меня инструмент в этом альбоме - баян. С ним у меня, наверное, автор и ассоциируется больше всего. Особенно со времен существования Пятого корпуса, где они были неразлучны.
Кроме баяна ещё целый арсенал всего интересного, что и создаёт то ощущение родной русскости, в том числе и кухонной в сочетании гитары и шейкера)) Балалайка, укулеле, губная гармошка, бубен, хрустальные колокольчики, хлопки, ложки и другое разное, своеобразное. Причём я ничерта не понимаю в музыкальных инструментах, это просто мои ассоциации с услышанным. И всё это в удивительных сочетаниях в разных песнях, создающее потрясающее звучание.

Есть даже хор ангельских мальчиков и как будто пьяных матросов, исполняемых, возможно, теми же мальчиками.

Во некоторых песнях музыка льётся так, будто она сама по себе тоже рассказывает какую-то историю, дополняя ей тексты. Как классическая музыка могла рассказать историю хоть любви, хоть времен года, хоть какого-нибудь сражения. Или когда в фильме музыка явно описывает происходящий сюжет, что её не выкинешь, иначе весь смысл рухнет. Так и тут. Это удивительно различать в своём восприятии.

Весь альбом получился с одной стороны очень разнообразным на эмоции и смыслы, с другой стороны объединенным одним таким музыкальным стилем и самобытностью автора. После первого прослушивания я уже увидела подпись Контантина "фолк, авторская песня". Если выйти за привычные стереотипы этих слов, то он прав, другие названия стилей не подойдут совсем. Хоть мне иногда и слышится то регги, то рок-н-ролл, то панк-рок.

Особенно песня "Потребитель" в смысловом посыле прям отликается с "Дальше" Павла Фахрутдинова (из новой музыки), куда он добавил ещё немного Цоя и ГО. Фолк да, но протест не скроешь))

"Я хожу по краю и песню распеваю, потому что в песне мне понравился припев".
Первая же песня задаёт бодрое настроение только лишь благодаря уникальному мотиву двух строчек припева, который надёжно попал внутрь ещё с тех концертов, на которых я её слышала. Да ещё и той любимой вокальной интонацией К.Завалина.
Позже я уже определила для себя смысл песни, отчасти будто предупредительный, как стоящей во главе альбома))) А все ассоциации с темным/черным и белым/светлым с недавних пор воспринимаю только метафорически. Тот же черный лес в новой песне Олега Медведева.
Воспиятие сугубо личное, поэтому пусть это остаётся таким непонятным.

Голосовые интонации - это всегда отдельная особенность моих любимых исполнителей. Самый смак, когда у человека есть действительно уникальный голос, который узнаешь за версту. В одном из дневников я когда-то писала, как по голосу узнала Завалина на одном из рабочих сплавов где-то совсем негромко издалека на р. Усьве, поднимаясь с ребятами-туристами на камень Большое Бревно.

И дело даже не столько в самом голосе, сколько в каких-то особенных вибрациях, голосовых частотах, вокальных акцентах, которые никто никогда не воспроизведёт и даже не спародирует. Такая же уникальность, как пример, у Егора Летова, Виктора Цоя, Григория Данского. Такой голос - это естественная и неотделимая черта характера музыканта, которая просто есть, как руки и ноги. Самая большая концентрация у Константина Завалина любимых частот, на вскидку, в песнях нового альбома "Девчонка-синие штаны", "Морская собака", "Блюз Медуз".

По смыслу же песни можно разбирать на цитаты:
Простые забавные рифмы

"Белым рисует чёрный человек, такая история, такой чебурек" (с) "Человек в чёрном"

Стебно-гениальные словообороты различной эмоциональной окраски

"Хипстер вовсе не тоскует и пускай сегодня он один,
Хипстер знает объясненье - это просто низкий дофамин"

Речетатив с рефреном "Херсонес Таврический",
Трогательные, открытые, хрупкие сравнения

"Дождь и подумаешь дождь, просто с неба вода
А в сердце моём есть секретный шкафчик для самого дорого
И гремучий жемчуг дождя в лесу я сразу спрятал туда" (с) Огурик

Смысловая глубь, в которой я постоянно узнаю себя

"где же ты боже, мне осталось форсировать реку,
и найти человека и снова стать человеком" (с) "Вхожие"

"И песенка веселая на русском языке", потому что остальное надо слушать в альбоме. Каждая песня - отдельный нетривиальный мир самобытного автора, где откликается каждому своё.
Константин Завалин "Не трись об ось"

А вообще с того первого КСП 2008 и первого для меня альбома "Как будто всё в порядке" очень радуюсь тому, что могу быть свидетелем, как слушатель, рождения новых песен, выступлений, альбомов, творческого роста автора-исполнителя, в котором неизменной остается только его уникальность в силе слова, силе голоса, музыки и личной энергетики.

В предыдущем дневнике уже рассказывала чуть-чуть про книжку Максима Семелека "Значит Ураган. Егор Летов: опыт лирического исследования" и про то, как мне резонируют выводы автора в конце книги. Один из них (на память, не дословно): хорошая музыка должна производить впечатление такое же, как поезд, едущий в открытой форточке навстречу твоему поезду.

Вот с Константином Завалиным я очень связываю этот вывод. Это именно то самое впечатление. Рекомендую, короче, очень :)
Группа автора ВК - https://vk.com/club5917322
_________________________________

.

.

.
"Мне бы только день ещё
С неба кинули на счёт,
Остальное не беда.
Да."
(с) "Огурчик"

P.S. Это не рецензия, просто порыв субьективной души

Обложка альбома

#Константин завалин #авторская песня #русская музыка #музыкальная рекомендация #музыканты перми #не трись об ось #музыка со смыслом

Больше интересных статей здесь: Музыка.

Источник статьи: Музыкальное впечатление.