24 сентября 1991 года – величайший альбомный день в истории музыки

Сразу оговорюсь: один из. На самом деле, окидывая взглядом релизы, вышедшие в этот день, невольно удивляешься тому, насколько сильно повезло людям, жившим в то время, любившим музыку и имевшим возможность покупать пластинки или диски.

В начале года я делал различные тематические подборки касаемо лучших релизов, отмечающих круглые даты в 2021 году. И 1991-й для меня стал, наверное, самым сложным в плане выбора лишь семи альбомов:

Альбомы, которым в 2021 году исполняется 30 лет

Коллаж из обложек альбомов, вышедших в один прекрасный вторник.

Я всё ещё думаю именно так. И сегодня я как раз вспомню о важнейших альбомах одного (с небольшими ключевыми оговорками) дня и попробую объяснить, чем эти работы важны и хороши. Начнём.

Nirvana – «Nevermind»

Спенсер Элден в этом году возобновил интерес к этой работе с неправильной точки зрения. Напомню, младенец с обложки вырос и решил, что надо бы на всех наследников творчества Nirvana подать в суд. А что, не хотят Дэйв Грол и Крист Новоселич с ним корешиться, плохие дядечки.

Ладно, речь конечно не об этом должна идти. Что стоит отметить вновь: влияние «Nevermind» за 30 прошедших с момента релиза лет совершенно не угасает. Курт Кобейн и его два товарища попали на MTV и их внезапный успех потянул за ними целый поток вышедшей на конвейер альтернативной музыки для аутсайдеров. Без #nirvana целый мир мог бы не услышать, скажем, Butthole Surfers или Ween – это ведь важно?

Можно любить или ненавидеть их крайне короткое творчество. Но сделало как минимум одну важную вещь – заставило молодёжь забыть о таком явлении, как глэм-метал. Пускай уж лучше «Smells Like Teen Spirit» или «Come As You Are» играют до потери пульса.

Свыше 30 миллионов проданных копий по всему миру. Удивительно, но с таким тиражом «Nevermind» не является самым коммерчески успешным релизом даже за свой год: «Metallica» (августовский) и «Dangerous» Майкла Джексона (ноябрьский) продаются чуть лучше. Впрочем, когда в январе 1992-го «Nevermind» сбросил «Dangerous» с первого места национального альбомного чарта США – заметили это все.

Pixies – «Trompe le Monde»

Как известно, Nirvana были огромными почитателями Pixies, а для «Smells Like Teen Spirit» одним из очевидных вдохновений служила песня «Debaser», открывающая вышедший в 1989 году альбом «Doolittle», также весьма влиятельный альбом, но куда менее популярный в мейнстриме. Таков уж был статус Pixies, очередных культовых героев андерграунда.

И ирония достигла своего апогея, когда 24 сентября 1991 года в Америке одновременно поступили в продажу переломный альбом для всего альтернативного рока и проблемный релиз Pixies, находившихся в своей самой худшей форме. Правда если смотреть на «Trompe le Monde» современным взглядом, то можно отметить очевидный прогресс по сравнению с чересчур мягким предшественником – «Bossanova». По сути, Pixies вернулись к тому с чего начинали.

Целых 15 песен всего лишь на 40 минут. Очень ёмкая и любопытная запись, не имевшая шансов получить коммерческий успех. Ударные синглы «Planet of Sound» и «Alec Eiffel» задают тон всему происходящему. К сожалению, на альбоме очень мало баса и вокала Ким Дил, ибо Блэк Фрэнсис окончательно задвинул её на второй план.

Обратите внимание: Популярность жанров музыки на территории России! Как затесался шансон между хип-хопом и поп-музыкой?!.

Вскоре группа распалась. Нынешнее же существование Pixies (уже без Дил) не настолько интересно, как их альбом 30-летней давности.

A Tribe Called Quest – «The Low End Theory»

Поскольку я об этом альбоме также уже говорил в статье в начале года, то тут кратко. Для тех, кто считает рэп делом весьма примитивным, коллектив из Нью-Йорка должен разрушить банальные стереотипы.

К сожалению, коммерчески «The Low End Theory» уступал таким смехотворным явлениям, как Ванилла Айс и MC Hammer, а потому об их важности для жанра знают исключительно те, кому этот жанр нравится. Да, плохой альбом «Сержантом Пеппером от мира хип-хопа» не назовут.

Red Hot Chili Peppers – «Blood Sugar Sex Magik»

Разумеется, на Nirvana подборка перевернувших мир релизов одного дня в жанре рока не завершается совершенно. В эру, когда миром завладели CD-диски, тогда ещё калифорнийские неудачники не побоялись сделать свой пятый студийник длиной аж в 73 минуты. «Blood Sugar...» длится бесконечно долго, но показывает удивительный прогресс Red Hot Chili Peppers как группы.

Вообще я не очень люблю действия Рика Рубина как продюсера (пускай он и влиятельный на все жанры, к которым прикладывал руку), но вот данный релиз, первый вместе с перцами, сделан качественно. Это было бы невозможно без хороших песен. Несмотря на то, что превалирует на альбоме классический угар #red hot chili peppers (вроде «Suck My Kiss» или «Sir Psycho Sexy»), в народ главным образом ушла личная баллада Энтони Кидиса «Under the Bridge». Её мелодия невозможна без гениального гитариста Джона Фрушанте.

Вскоре после выпуска пластинки Фрушанте уйдёт из группы. Нынче он вернулся в неё уже во второй раз и мы всё ждём, когда же последует новый материал. «Blood Sugar...» же следует признать лучшим альбомом пост-экспериментального периода.

Брайан Адамс – «Waking Up the Neighbours»

На кого же повлиял шестой альбом сладкоголосого канадского певца? Давайте так, он повлиял на то, как будут выглядеть чарты синглов того периода. «(Everything I Do) I Do It for You», песня из фильма «Робин Гуд: Принц воров» 16 долгих недель подряд с июля по октябрь 1991-го возглавляла чарт Великобритании. Насколько я понимаю, это национальный рекорд.

Что самое любопытное: данный альбом длится даже дольше, чем у RHCP (74 минуты). Но вот такая песня-блокбастер (в целом она лидировала в приблизительно 20-ти странах) потянула слушателей к себе. 16 миллионов проданных копий пластинки с названием «Разбудить соседей». Чётко, ёмко.

А ведь днём ранее в Великобритании вышло ещё такое необычное явление, как «Screamadelica» группы Primal Scream. На меня эта пластинка не производит такого же впечатления, как их же релизы на стыке веков, но большинство критиков и музыковедов от альбома в восторге. Что ж, песни вроде «Movin' On Up» и вправду на все времена.

Альбомный чарт Великобритании на следующей неделе после этих релизов выглядел следующим образом:

Брайан Адамс, смотрите-ка. «Nevermind», к слову, дебютировал лишь на 35 месте.А вот кто правил в американской шестёрке. «Nevermind» вошёл в чарт под номером 144.

Ответ на вопрос: «Почему же 24 сентября 1991 года величайший альбомный день в истории музыки?» будет индивидуален. Такого разнообразия значимых стилей, открытых в одни минуты, было крайне мало. Достаточно просто вспомнить о том, что сейчас, в 2021 году, новые альбомы, выходящие в один день, не всегда вызывают какие-то эмоции, схожие с тем, когда мы слышим прорывной материал из далёкого прошлого. Это может быть странно, но вот так ощущается.

Лично я бы хотел увидеть однажды, как хотя бы две моих любимых современных группы выпустят великие альбомы в один день, поскольку когда-то это точно было возможно.

Подписаться в раздел в Telegram

#музыка #зарубежная музыка #рок #день в истории #подборки

Больше интересных статей здесь: Музыка.

Источник статьи: 24 сентября 1991 года – величайший альбомный день в истории музыки.