Когда я был в школе, то часто мне доводилось слышать классификацию "хорошая и плохая" музыка, и на тот момент я не заострял на этом внимание. и этом можно было бы списать на мнение консервативного учителя, но эту классификацию я я слышал и на парах по музыкальной педагогике и от опытных школьных педагогов и от коллег. В попытках понять что такое хорошо, а что такое плохо я устроил опрос, в котором участвовали как мои учителя и коллеги. Итогом всего этого стал главный тезис: "Вся современная музыка ужасна, раньше было лучше". Но главная беда было в том, что понятие "Раньше" у всех разное: кто то считает что хороша только классика, кто то не воспринимает музыку после 90х и так далее.
Люди, в большинстве своем, редко воспринимают новые явления и музыка исключением не стала. Если посмотреть беглым взглядом историю музыки, то мы заметим что известных композиторов редко воспринимали на ура их современники, а новые музыкальные стили так же воспринимались в штыки - и это было и будет всегда.
Само собой, мы не можем критиковать "современную" музыку сколько угодно и сравнивать с классикой - бессмысленно, но наша задача разобраться разобраться в явлениях и понять что не так с современной музыкой.
1) Музыка от детей для детей.
Отчасти ничего удивительного, так как молодые люди всегда склонны к протесту против всего старого и придумывать что-то нового для них более характерно. С другой стороны, условные дети, затрагивают темы, которые хорошо понятны условным детям, а они являются основными слушателями. Самой собой это не аксиома, ное если мы сейчас откроем чарты то заметим, что на первых местах стоят песни, затрагивающие "детские" интересы"
2) TIK-TOK
Имеющая большую популярность платформа для создания коротких видео под музыку не могло не отразится на современной музыке. И раньше в музыке наблюдалось явление "заразных" рифм или мотивов, которые заедают в голове и ты будешь их напевать в течении всего дня, если не больше.
Интересное: В Новый год с музыкой. Обзор портативной мидисистемы с караоке SUPRA BTS-880.
Но поскольку в тик токе создаются короткие видео, то и современные исполнители стремятся создать так называемые "песни со взрывным припевом", которые сочетают в себе примитивную рифму и яркую мелодию.3) Экстатический аспект.
Музыка имеет несколько аспектов: символический -музыка как символ отвлеченной идеи; риторический - способность возбуждать эмоции; экстатический - инстинктивное влияние на музыку посредством ритмических пульсаций. Именно на последнее и стоит обратить внимание: экстатический аспект является самым понятным для человека и его использование начинается с доисторических времён, в пример можно взять различных жрецов и шаманов, использующие в своих обрядах барабаны и бубны для введения в транс. Если риторический аспект требует от человека минимального эстетического развития, а символический требует глубокого понимая музыки, то для экстатического эффекта никаких усилий не нужно. если мы включим современную музыку, то в большинстве своем там будет активная ритмическая пульсация и по неволе человек начинает либо пританцовывать либо отстукивать ритм, а даже если вы этому не поддались, то выполнять все свои действия вы будите в ритм музыке. Более всего этот эффект мы можем заметить в клубах или на танцевальных площадках. современные музыканты делают очень большой акцент на данном аспекте, что помогает найти популярность у большей массы людей.
Это были основные особенности современной музыки, но это не значит что вся современная музыка повально попадает под эти особенности. Среди современных музыкантов и исполнителей встречаются и экспериментаторы и новаторы, которые используя данные особенности могут создать не просто хит на месяц, а полноценное музыкальное произведение.
Люди должны понимать и разбираться в том, что они потребляют, должны анализировать. Само собой, что "современная" музыка не сравнится с джазом или классикой, но называть её плохой и клеймить не слушая - тоже неверно. Под разное настроение и под разные цели нам свойственно выбирать разую музыку: для вечеринок нам понадобится музыка поактивнее и повеселее ( где джаз и классика будут неуместны), а для вечернего релакса можем выбрать уже джаз или классику.
Если говорить о моем мнении, как педагога, то я прибегну к ассоциациям:
"Современная" музыка, в большинстве своем - это фастфуд, который по вкусу большинства людям и от которого сложно иной раз отказаться в силу его яркого вкуса. Но если питаться одним фастфудом, то организм спасибо вам не скажет, да и кухню высокого уровня понять будет практически невозможно.
Интересное еще здесь: Музыка.
Что не так с современной музыкой?.