Оказалось, что очень мало людей знают или даже догадываются о том, зачем нужен музыкальный диктант и как его надо писать. Ладно, не будем кривить душой — на самом деле, огромное количество людей (включая педагогов) не особо-то догадывается, зачем нужно сольфеджио.
Поэтому начнём с главного. Сольфеджио нужно, чтобы рассказать, как устроена музыка. А вовсе не для того, чтобы нанести человеку детскую травму, как это часто случается. Наше среднестатистическое сольфеджио в России вроде как по задумке должно рассказать в основном о европейской музыке и совсем чуть-чуть о некоторой другой. Сольфеджио делает некоторые обобщения про устройство музыки, рассказывая о её закономерностях.
Диктант в рамках сольфеджио — это маленькая модель произведения или его части. Его цель — понять логику (!) данного кусочка музыки и записать его нотами. И да, ещё развить слух и чувство ритма. Но совершенно точно целью диктантов не является научить отключать мозги и записывать ноты без малейшего осознания записанного.
Переходим к осознанию. Значит, что у нас там есть:
а) гармоническая подоплёка :)
б) форма
в) ритм
г) размер
д) лейт-интонация (last but not the least!).
ну и что-нибудь ещё.
Про лейт-интонацию стоит сказать отдельно, потому что мало кто думает об этом в таком ракурсе (сейчас будет философское отступление). Для начала давайте подумаем о том, что музыка нам всё-таки хочет что-то рассказать. Прямо как книга, например. Но есть некоторое радикальное отличие: у музыки отсутствует возможность называния предметов. Иначе говоря, мы не можем сказать "это стол". Потому что нет узнаваемого образа стола. А также всего остального. Что же мы тогда вообще можем? Кажется, можем передать какую-то свою эмоциональную реакцию на стол или на что-нибудь ещё. Классико-романтическая и барочная музыка, которая нам привычна, занимается двумя вещами: повторяет и контрастирует. Иначе говоря, отсылается к самой себе. И в этом смысле она подобна стиху, который играет сам с собой при помощи ритма и рифм. Музыка -- это в некотором роде стих, из которого убрали слова и оставили только эту ритмоинтонационную игру. То, с чем мы собираемся играть, обычно показывают в самом начале. Это и есть лейт-интонация, к которой мы будем возвращаться.
В диктантах, которые суть микромодельки музыки, это тоже есть. Поэтому её надо отловить, классифицировать и запомнить. Что в ней характерного? Хроматизмы, опевания, скачок. Чем она особенная, за что в ней цепляется ухо и где она повторяется.
Важно! Не надо ничего писать во время первого проигрывания. Оно не для этого. Оно для размышлений о жизни. А также для того чтобы сделать некоторые общие наблюдения, как то:
а) размер
б) количество тактов
в) квадратность/неквадратность (то есть строение 4+4 или какое-то иное), форма
г) повторное/неповторное строение
д) римические паттерны
е) каденции (где и на чём)
ё) отклонения и вообще приблизительный гармонический план
ж) секвенции.
Как можно заметить, есть чем заняться и без записывания нот. Можно записывать функции и невменные обозначения движения мелодии. :)
Да, почему-то не всем оказывается очевидна метода подсчёта тактов. Делать это очень просто: как только ты определил размер (обычно это случается приблизительно на второй такт), то одной рукой надо дирижировать, а другой загибать пальцы или ставить палочки. В таком случае шансы на успех оказываются довольно велики.
Вне зависимости от того, добились ли мы успеха в этом нелёгком занятии, после первого (!) проигрывания (а можно и до, на самом деле) надо нарисовать себе тактовую сетку. Если успех не случился, то надо нарисовать сетку как-нибудь по ощущениями и два такта про запас. Нет, писать кучу нот, а потом расставлять между ними палочки не надо. Надо сначала большие палочки, а потом между ними кружочки и хвостики.
Дальше есть разные варианты написания диктанта. Вариант для продвинутых: не писать во время проигрывания ничего, а писать только между проигрываниями по памяти. Почему это хорошо? Потому что развивается память и понимание логики, а не скоропись.
Вариант для менее продвинутых: писать во время проигрывания только функции и разные весёлые закорючки, которые призваны отобразить движение мелодии, но совсем не писать ноты.
Вариант для тех, кто пока ещё далёк от совершенства памяти: писать каждую первую ноту такта и функции, а между проигрываниями дописывать остальное.
Ещё отличная тактика: постараться придумать как можно больше нот, исходя из функций и своих невм, а также из какого-то общего впечатления. Во-первых, некоторая часть из этого окажется правильной. Во-вторых, почему-то гораздо проще запомнить в формате "здесь не так, а этак", чем просто с чистого листа. В-третьих, это мини-упражнение в композиции.
Если в диктанте больше одного голоса, то надо начинать писать с нижнего. Почему? По двум причинам. Во-первых, нижний голос рассказывает нам про функции.
Интересное: Как писать музыку???.
Функции — это важно. Во-вторых, верхний голос в среднем без усилий запоминается гораздо лучше, чем нижний. Можно придумать какую-нибудь эволюционную причину, например, это чтобы лучше слышать детей среди взрослых и заботиться о своём потомстве. Можно не придумывать и записывать нижний голос без эволюционных причин.Также в многоголосных диктантах очень важно смотреть на вертикали -- интервалы, которые образуются между голосами. Пользы тут много. Во-первых, это отличная проверка: если вы заметили у себя движение параллельными септимами (или квартами, или квинтами, или секундами) -- есть смысл призадуматься. Если вы нашли диссонанс там, где звучит вроде как консонанс -- тоже стоит поразмыслить. Во-вторых, если вы знаете нижний голос и интервал, то вы можете построить верхний. В-третьих, интервалы дают нам представления о функциях и о том, аккордовые у нас звуки или нет.
Чем больше обобщений внутри диктанта вы сделаете, тем лучше. Как известно, у нас не очень большая оперативная память, поэтому всё, что группируется, надо группировать. Например, если запоминать до-ми-соль-до, то это четыре единицы, а если "развёрнутое трезвучие до мажора", то одна, и вот вы уже сэкономили себе ещё три. Учитывая, что всего их приблизительно меньше десяти (вроде как пока что есть разные мнения на тему того, сколько именно, но порядок примерно такой), умение обобщать — это ключевое умение для написания диктантов.
Как мы вообще можем обобщить? Ну, по-разному.
1) С точки зрения мелодии: как она движется? Не ре-ми-фа, и вот это всё, а осмысленно. Движения мелодии бывают трёх типов (всего-то):
- поступенное (диатоническое или с участием хроматизмов);
- по звукам аккорда (в прямом или ломанном движении);
- скачкообразное (определить интервал).
2) Функциональная подложка происходящего. Например, если мы знаем, что в серединной каденции мы приходим к доминанте, то гораздо легче нам будет написать там какой-нибудь правильный звук, потому что спектр подозреваемых нот сужается. После того, как мы осознали функции, нам ещё придётся признать, что существуют неаккордовые звуки (задержания, предъёмы и другие) и научиться отделять мух от котлет.
3) Секвенции — наши друзья. Они вообще часто бывают в диктантах (потому что часто бывают в музыке), и замечательным образом они помогают нам вместо двух тактов запоминать один. Хорошо бы подумать о них в терминах точная/не точная, а также какой у неё шаг.
4) Ритмические повторности. Два первых такта имеют одинаковый ритм? Вот и славно. Обычно ритм в диктантах имеет свойство повторяться.
5) Повторное строение. В первое проигрывание неплохо бы сообразить, похожи или нет начала частей диктанта. Частенько бывает, что они похожи или вообще точно совпадают. Если что-то отличается, то надо сформулировать для себя различие. Например — так же, но в параллельном мажоре. Или ритм такой же, а гармония почему-то другая.
6) Движения параллельными интервалами (куда и какими).
К написанному диктанту должны прилагаться осознанные и подписанные функции. Многие сильно недоумевают по этому поводу. Типа э, зачем мне подписывать функции, если мне сыграли ноты по одной, а не аккорды! Дело в том, что раз мы играем в игру "соорудим модельку европейской классико-романтической музыки", то нам следует уточнить, что это тональная музыка. "Тональная" означает, что она организована как некоторая последовательность функций, которая подчиняется некоторым общим законам. Эта последовательность зашифрована в мелодии, которую мы слышим, и её надо разгадать. Это тоже оптимизирует процесс, потому что "полный гармонический оборот" — это одна единица для памяти, а перечень его составляющих — четыре. Если кто-то доживёт до училища, то там в некоторый момент появится некий предмет под названием "гармония", в котором надо будет вообще всё время заниматься только тем, что приделывать к мелодии аккорды, и в том числе к этому должны готовить диктанты.
Если кто-то решил, что после написания диктанта работа с ним заканчивается, то он глубоко неправ. После написания идёт другая часть работы, не менее важная. Это игра наизусть и в транспорте. Игра наизусть позволяет переносить слуховые воспоминания на механическое воспроизведение, а игра в транспорте вынуждает думать функционально, а не нотами. Для диктантов, в которых больше одного голоса, предусмотрены дополнительные развлечения: одной рукой играть, второй дирижировать, третьей петь (шутка); для четырёхголосного диктанта надо пропеть каждый из голосов, играя три остальных, чтобы каждый голос воспринимался не только как часть аккорда, но и как линия.
Итого. Если работать с диктантом описанным способом, то он из инструмента для пытки превращается в крутейший инструмент для развития сразу всех музыкальных навыков. Чего мы вам и желаем. Вопросы, жалобы и предложения принимаются в комментариях. А, и да, есть некоторый огорчительный факт: есть большое количество не вполне осмысленных диктантов, в которых наблюдаются проблемы с логикой. Это грустно, но что поделать. А вообще диктант должен быть красивый, как и любая музыка. Потому что он и есть музыка.
Практическое мини-приложение: разбор диктантов.
Пример несложного диктантаИтак, сначала мы определили размер и количество тактов. Нарисовали тактовую сетку. Всё, теперь можно мыслить во времени! Тут, конечно, помогает дирижирование.
Отмечаем для себя: диктант повторного строения -- состоит из двух частей, которые начинаются одинаково.
Движение мелодии в диктанте есть поступенное (3-4 такты, которые представляют собой секвенцию) и по звукам аккорда (такты 2 и 5).
Начинается диктант с V ступени, заканчивается на I.
Думаем про каденции: есть серединная и заключительная. Серединная -- на доминанте, заключительная -- D-->t.
Интересное еще здесь: Музыка.
Что такое музыкальный диктант и как его писать.