Британская порода (часть 1)

21 августа 2021 исполняется 70 лет виднейшему англо-американскому певцу, бас-гитаристу и композитору Гленну Хьюзу.

Настоящая публикация представляет собой обзор его творческого пути.

Гленн Хьюз в конце 2010-х

Ранние годы

Гленн Хьюз (Glenn Hughes) родился 21 августа 1951 в городе Каннок (Великобритания).

В статье "Теория поколений" уже говорилось о том, что 1960-е были кузницей кадров рок-музыки. В дополнение можно сказать, что Великобритания была флагманом и законодателем новой рок-культуры: именно в те годы в этом островном государстве появились на свет Deep Purple и Beatles, Led Zeppelin и Black Sabbath, Judas Priest и Rolling Stones.

Не остался в стороне от рок-волны и 15-летний подросток Гленн. Именно в этом нежном возрасте он бросает школу, чтобы с головой окунуться в мир рок-музыки. Он был гитаристом бирмингемской группы The News, а затем присоединился в качестве басиста к команде под названием Finders Keepers (года активности: 1965 - 1969), где также впервые проявил себя как певец.

В 1967 этот коллектив выпустил свой единственный сингл "Friday Kind Of Monday/On The Beach".

Кстати, гитаристом этой группы был Мел Гэлли (в 1982-1984 - Whitesnake), а ударником - Дэйв Холланд (в 1979 - 1989 - Judas Priest).

Уже тогда у подростка сформировались вполне оформленные музыкальные ориентиры: его вдохновляла музыка funk и soul, а любимыми певцами были Отис Реддинг, Уилсон Пикетт, Стиви Уандер. Среди авторитетов бас-гитары, повлиявших на него, Гленн называет Джеймса Джеймерсона и Дональда Данна.

Trapeze

В 1968 Хьюз, Гэлли и Холланд вместе с поющим трубачом Джоном Джонсом и клавишником Терри Роули (он также был автором названия группы), двумя музыкантами из группы Montans, создают группу Trapeze.

Успеху Трапеции немало способствовало шефство бирмингемского квинтета The Moody Blues.

В 1970 коллектив выпустил одноименный альбом, не сильно, пожалуй, отличающийся по звучанию от предыдущей команды Гленна.

В 1970, чтобы вернуться в Montans, группу покидают Роули и Джонс, и Трапеция становится трио.

Гленн Хьюз в Трапеции

В таком составе группа записывает второй альбом "Medusa".

В 1972 вышел "You Are the Music…We’re Just the Band", третий альбом группы.

Позже альбом был переиздан и дополнен концертными бонус-треками.

На родине Трапеция успеха не имела, а вот в США была популярна и активно гастролировала, особенно по югу страны.

В мае 1973 Трапеция стала квартетом, когда в ее состав вошел басист Питер Мэки, при этом Хьюз взял в руки гитару, став вторым гитаристом группы. Но гитаристом Гленн стал не надолго - в это время уже шли переговоры по поводу его вхождения в состав Deep Purple.

Deep Purple

В 1973 Гленн Хьюз был приглашен в Deep Purple. История его появления в группе не совсем ясна, поэтому имеет смысл обратиться к хронологии предшествовавших этому событий.

В декабре 1972 Джон Лорд и Ритчи Блэкмор посетили несколько концертов Трапеции в Лос-Анджелесе, но, хотя музыканты и познакомились, по всей видимости, на тот момент приглашения в группу еще не последовало.

Авторитетный журналист Джефф Бертон относит эти визиты к другому времени, апрелю 1973. Однако, изучая список сохранившихся выступлений группы, можно заметить, что в апреле Трапеция выступала лишь раз, и то в Хьюстоне (Техас, США), то есть, довольно далеко от Лос-Анджелеса, где обосновались тогда музыканты.

Тот же Бертон пишет, что в мае 1973 Лорд специально посещал лондонские выступления Трапеции, однако тот же список относит эти концерты к январю.

Джон Лорд: "Миссию прослушивания Ритчи возложил на нас с Пэйси. Хьюз - замечательный вокалист и басист, к тому же очень симпатичен на вид.
Мы отправились в "Marquee" посмотреть, как он играет в Trapeze. Увиденное нас очень впечатлило, Гленн был весьма силен...
Мы переговорили с ним, и он сказал: "Классно, я всегда хотел петь в Deep Purple!". Мы объяснили, что он интересует нас больше как басист, на что он ответил: "Не думаю, что мне хотелось бы быть бэк-вокалистом где бы то ни было". Получается, мы сами нашли неприятности на свою голову".

Наконец, сам Хьюз в интервью рассказывал, что в марте 1973 посетил нью-йоркские концерты заканчивающих карьеру MkII. Однако, эти концерты точно проходили в мае. Гленн вспоминает, что точно понял, что в группе дела плохи, так как Гиллан был в очень плохом настроении, и именно после этого выступления Блэкмор, Лорд и Пэйс предложили ему войти в состав Deep Purple.

Наконец, согласно официальной версии, содержащейся в большинстве источников, приглашение присоединиться к Deep Purple Хьюз получил в Нью-Йорке в июне 1973.

С Deep Purple Хьюз записал три альбома и участвовал в мировых гастролях до распада группы в 1976.

MkIII оставили нам в наследство два студийных, и ряд концертных альбомов

В составе MkIII Хьюз записал с Deep Purple альбомы 1974 "Burn" и "Stormbringer". Этим события посвящены обзоры "Гори!" и "Несущие шторм".

По воспоминаниям Гленна, уход из группы Ритчи Блэкмора после финального концерта MkIII в Париже 7 апреля 1975 фатально сказался на моральном состоянии музыканта: он не был уверен в будущем группы без Ритчи, а в его жизни появилась тяжелая алкогольная и наркотическая зависимость, которая затянулась на два десятилетия.

MkIV с гитаристом Томми Болиным записали альбом "Come Taste the Band" (1975) и провели мировой тур в его поддержку. Эти события нашли описание в обзоре "Необычный вкус группы".

Своим путем

После Deep Purple Гленн Хьюз живет еще более насыщенной и продуктивной творческой жизнью, в которой есть взлеты и падения, находки и потери, творческие неудачи и достижения.

Похоже, что она проходит под девизом "Никогда не останавливаться!". Общее количество выпущенных Гленном сольных альбомов, сделанных гостевых записей и записей в составе различных проектов, основанных им же самим, давно перевалило за сотню. Провести исследование всех них можно было бы только в серьезном биографическом исследовании, поэтому в настоящем обзоре нашли описание только основные из этих проектов.

Конец 1970-х

Cвой сольный материал Гленн Хьюз начал сочинять еще будучи в составе Deep Purple. Узнав о распаде группы, как и Томми Болин, из прессы, Хьюз на время воссоединяется с Трапецией (кстати, эта группа за время отсутствия Гленна не распалась, и с новыми участниками записала альбом "Hot Wire", продемонстрировав более тяжелое звучание).

Вначале воссоединившееся трио было полно энтузиазма и даже сочинила две новые песни, которые стали исполнять на концертах. Однако, то ли группу успели забыть, то ли пришло время другой музыки, но ожидаемый успех не пришел.

обложка "Play me out" (1977)

Тогда Хьюз решает начать сольную карьеру, и записывает свой первый сольный альбом, "Play me out" (1977), также, впрочем, не имевший большого успеха.

Перед записью альбома у Гленна был план слетать в Италию, где уже отдыхали Йен Пэйс со своей девушкой Джеки, и ее сестра-близняшка, Вики.

Гленн Хьюз: "Сначала я влюбился в девушку по имени Джеки. У ее родителей был в Канноке клуб, где я частенько играл в гольф. Уже потом я узнал ее сестру-близняшку - Вики. Она работала фотомоделью. О женитьбе не думал - мне было всего 22, а Вики - 20.

Обратите внимание: Лучшие лидеры в кпоп. Часть 2..

Времени казалось впереди много, и я не думал, что именно тогда бракосочетание было уж столь необходимым, ну разве что года через три..."

Но в Италию Гленн не поехал - Вики ушла к Джону Лорду и стала его женой, что Гленна очень задело (что странно, ведь жениться он не собирался, да и кто захочет выйти замуж за наркомана? А Вики, кстати, была женой Джона Лорда до самой его смерти в 2012).

В альбом были также включены и «LA Cut-Off» и «Space High» - те самые две новые песни Гленна, изначально сочиненные для воссоединившейся Трапеции.

Следующий альбом, "Four on the Flloor", Хьюз выпустил в 1979.

обложка "Four On The Floor" (1979)
Гленн Хьюз: "Это был шуточный альбом с музыкой диско, адресованный всем тем, кто любит танцевать".

1980-е

Время следующего "большого проекта" пришло в 1982, когда Гленн Хьюз выпустил совместный альбом с американским гитаристом Пэтом Троллом (позже - Asia, Meat Loaf), так и названный: "Hughes - Thrall".

Гленн Хьюз и Пэт Тролл
Гленн Хьюз: "Пэт Тролл - исключительно цельный и талантливый музыкант. К тому же этот человек полностью понимает, что я хочу сказать своей музыкой. Он - один из моих лучших друзей и по сути является... моим Джимми Пейджем".
обложка "Hughes - Thrall" (1982)

Лично мне этот совместный альбом очень нравится, и не только благодаря отличной гитарной, басовой, вокальной работе и отличному звучанию: как мне кажется, эта запись опередила время и предвосхитила волну glam в конце десятилетия.

Проект с октября 1982 по март 1983 дал серию концертов в США, где диск имел определенную популярность.

В 1985 Хьюз принял участие в записи альбома Гэрри Мура "Run for Cover" (кстати, на этом же альбоме отметился клавишник Rainbow, Deep Purple и многих других проектов Дон Эйри).

Еще до выхода этого альбома, последовавшего в сентябре, в июле того же 1985, Гленн Хьюз присоединяется в качестве вокалиста к Тони Айомми, который записывал новый альбом.

Под давлением выпускающей компании, пластинка "Seventh Star" вышла в феврале 1986 как новый альбом Black Sabbath.

обложка "Seventh Star" (1986)

Эта, несомненно интересная пластинка, благодаря вокалу Хьюза и разнообразной музыке, имеет мало общего с Black Sabbath времен Осборна и Дио.

Тем временем, пришла пора начинать гастроли в поддержку альбома. Но за день до первого концерта Хьюз подрался в пабе "Cat&Fiddle".

Гленн Хьюз: "Мне буквально вбили подглазничную кость в носовую полость - это привело к тому, что кровь хлынула в горло".
Тонни Айомми в своей книге "Железный человек" вносит подробности в этот инцидент: "Меня не было, когда это произошло. Знаю только, что наш менеджер по сцене, Джон Даунинг, хорошо огрел Гленна накануне первого концерта.
...Джон рассказывал, что не мог управиться с Гленном, тот попытался ударить его, вот он ему и вмазал".

Тони прибавляет, что в том, что Хьюз не смог петь, больше, все же, виноват кокаин. Как бы то ни было, дебютный концерт в Миннеаполисе (США) 13 марта и последующие 3 концерта были отменены.

Состав Black Sabbath с Хьюзом за микрофонной стойкой оказался нежизнеспособным

Впервые в составе Black Sabbath Хьюз вышел на сцену 21 марта в Кливленде. По словам новичка, чувствовал себя он в новой группе некомфортно с самого начала ("там были песни о таких вещах, как мрак, зло, судьба, смерть - большой охоты петь об этом не было"), в том числе и на сцене.

Гленн Хьюз: "У меня возникли проблемы в связи с тем, что в руках не было бас-гитары. На репетициях было все нормально, но когда я выходил на сцену перед 15000 зрителей, то чувствовал себя жутковато, так как не знал, что, черт возьми, мне делать со своими руками - не за что было ухватиться".

После дебютного шоу состоялись концерт 22, 24 и 25 марта, а 26 марта Гленн Хьюз вышел на сцену с Black Sabbath в последний раз: этот состав явно не сложился, да и врачи запретили петь Гленну в течение 3-х месяцев.

Шоу 28 марта в Glens Falls было отменено, а на концерте 29 марта в группе пел уже новый вокалист. По иронии судьбы, название этого города можно перевести как "Падение Гленна".

Кроме еще пары проектов, самая значительная работа Гленна в конце 1980-х - это участие в качестве бэк-вокалиста в записи альбома Whitesnake "Slip of the Tongue" (1989).

обложка "Slip of the Tongue" (1989)
Творческая пассивность Хьюза в конце 1980-х объясняется его зависимостью: "Я потерял интерес не только к музыке, но и к жизни. Когда не можешь обойтись без кокаина и "Джека Дэниелса", теряешь охоту жить на этом свете. Я слишком долго был зависим от наркотиков и алкоголя...
В праздник Роджества Христова 1991 года я обратился к Богу, чтобы он помог мне выйти из этого тупика, и Бог меня выслушал. Тогда я сел в машину и поехал прямо в больницу".

1990-е

Итак, начало 1990-х Гленн встретил в клинике "Бетти Форд", пытаясь избавиться от своей наркомании.

Гленн Хьюз: "Я хотел бы сказать всем, кто подвержен наркомании: от нее можно вылечиться, если серьезно этого захотеть".

На этом пути Хьюза ждал успех. Снова поверивший в себя, Гленн записывает новый альбом, "Blues" (1992).

обложка "Blues" (1992)
Гленн Хьюз: ""Blues" - свидетельство моей борьбы с вредными привычками. Это альбом о наркотиках и и о том, как я с ними порвал".

Эта пластинка была тепло встречена публикой и критикой, что не удивительно: возвращения артистов любят, тем более, это возвращение действительно получилось эффектным.

Альбом отличают разнообразный, но при этом довольно комфортный музыкальный материал, уверенные аранжировки, плотный звук, мастерское пение маэстро.

В 1994 выходит альбом "From naw on...". Он удачно развивает успех предшественника, и также представляет из себя качественно записанный soft рок.

"Feel" (1995) - это совместный альбом Гленна Хьюза и целого ряда приглашенных музыкантов, в том числе Пэта Тролла.

обложка "Feel" (1995)

Музыкально "Feel", как мне кажется, больше соответствует экспериментальному духу 1990-х. Выпустив накопившуюся за время застоя творческую энергию на предыдущих двух пластинках, Хьюз решил разбавить свою музыку "свежей кровью" других музыкантов, и результат получился интересным.

В эти годы Хьюз успешно гастролирует. О том, в какой творческой форме находился тогда музыкант, нам хорошо свидетельствуют концертные альбомы Гленна, "Burning Japan Live" (1994) и "Made in Sweden" (1995). Слушать их - одно удовольствие.

обложка "Burning Japan Live" (1994)

В 1996 вышел новый альбом Гленна Хьюза, "Addiction", представивший более сложный, несколько меланхоличный материал.

обложка "Addiction" (1996)

Об одной из лучших песен альбома, завершающей "I Don't Want to Live that Way Again", уже упоминалось в обзоре "Пять реликтов".

Возможно, на мрачноватое настроение пластинки повлияла ненадолго вернувшаяся зависимость от наркотиков.

Glenn Hughes. The Autobiography: From Deep Purple to Black Country Communion by Glenn Hughes and Joel McIver (2011, Trade Paperback)

В своей автобиографической книге (так и названной, "Автобиография", 2011) Хьюз вспоминает, что только в 1997 ему удалось полностью избавиться от зависимости. В 1997, в одном из клубов Лос-Анджелеса, после приема экстази ему стало плохо, и Хьюз вызвал скорую помощь. В машине Гленн попытался объяснить, что он "не какой-то там наркоман", на что услышал вполне откровенную, трехэтажную правду о нем, и о таких, как он.

Гленн Хьюз: "В моей голове внезапно все прояснилось - бац! С этого момента я стал совершенно чист и избавился от зависимости. Наркотики, которые я употреблял: кокаин, крэк, экстази и спид - яд.
Моя мама, доктора, адвокаты, терапевты - все они пытались освободить меня от наркотиков, но только у водителя машины скорой помощи это получилось.
Может, это Бог говорил его устами? Не знаю, но именно тот шофер избавил меня от зависимости".

Свой последний альбом XX века, "The Way It Is", Гленн Хьюз выпустил в 1999.

обложка "The Way It Is" (1999)

Этот альбом может претендовать на звание рок-пластинки с самым легким звучанием в дискографии Хьюза, на нем представлен в основном "дорожный" soft рок.

Во второй части обзора рассказывается о творческой активности маэстро в период с 2000 и до наших дней.

Продолжение следует...

Больше интересных статей здесь: Музыка.

Источник статьи: Британская порода (часть 1).