Swans – Один из наиболее экстремальных образцов рок-музыки 80-х

Swans - поистине необычная группа, повлиявшая на огромное количество исполнителей разных направлений, от популярных до экспериментальных. Стиль Swans всегда видоизменялся, и на раннем этапе творческого пути он был весьма экстремальным. Swans были созданы в 1982 году в Нью-Йорке. Состав группы не менее изменчив, чем её стиль, в то время как единственным постоянным участником является лидер и основной композитор коллектива, мультиинструменталист Майкл Джира.

Майкл Джира в начале 80-х

«Right Wrong» с альбома «Filth», 1983

Джира родился в 1954 году. Его детство было непростым: богатый отец оставил семью, а мать спилась. В подростковом возрасте Майкл давал выход всему наболевшему с помощью рок-музыки и наркотиков. Джира интересовался психоделическим и экспериментальным роком 60-х и 70-х, от The Doors до Pink Floyd. В результате он сильно увлёкся The Stooges и панк-роком, однако вливаться в типичную панк-рок тусовку Майклу не было интересно, более того, одними из его основных влияний были такие индастриал исполнители, как Throbbing Gristle и SPK.

Swans на раннем этапе творческого пути

«Why Hide» с альбома «Cop», 1984

Бэкграунд Swans пребывает окрест панка. Джира начал свой творческий путь в андеграундных панк-рок/пост-панк группах, среди которых относительно заметными стали Circus Mort. Однако те исполнители долго не продержались. Circus Mort выпустили один мини-альбом и распались, после чего Джира создал Swans вместе с бывшим ударником Circus Mort. Первым официальным релизом Swans стал одноимённый мини-альбом, вышедший в 1982 году. Стилистически материал миньона был сильно укоренён в пост-панке. Однако уже на нём присутствовали шумность и зацикленность звучания, которыми Swans вскоре прославятся.

Обложка дебютного мини-альбома Swans

«Speak» с данного релиза

Дебютным полноформатным альбомом коллектива стал «Filth», вышедший в мае 1983 года. Материал опуса исполнен на стыке нойз-рока и индастриала, преимущественно в низком и среднем темпе. Работу принято относить к течению «ноу-вейв». Звук на «Filth» сырой, оправдывающий название релиза. Гитарный дисторшн звучит резко. Одним из доминирующих элементов является механизированная ритм-секция, выполненная в грохочущей манере. На альбоме задействовано две ударные установки и две бас-гитары. Вокал представляет собой не традиционное пение, а грубые, рявкающие декламации. Композиции альбома монотонные и зацикленные, в основном без смен тем, и вокал исполнен в соответствующей манере.

Обложка «Filth»

«Stay Here» с данного релиза

В концепции «Filth» прослеживаются социальные темы, преимущественно антиавторитарные, преподнесённые в откровенной, гротескной манере. Под долбящую инструментальную составляющую Джира репетитивно выкрикивает фразы, типа «Be strong, be hard!», «Flex your muscles!», «Use hate for freedom!», «Use money for cruelty!». На первый взгляд, тематика преподнесена в саркастическом стиле, но, с другой стороны, она достаточно депрессивная. Сочетание антимузыкального материала с удручающей злободневной концепцией делает «Filth» поистине брутальным альбомом.

Обратите внимание: Популярность жанров музыки на территории России! Как затесался шансон между хип-хопом и поп-музыкой?!.

Та же «Freak» будто бы предвосхищает нойзкор / грайндкор, и действительно - Swans являлись одним из влияний для Napalm Death.

«Power For Power» с «Filth»

В 1984 году Swans выпустили миньон «Young God» и второй полноформатник, «Cop». Материал на них в целом похож на «Filth», а отличается он от того альбома более низким темпом, более существенной ролью гитарных партий. На «Cop» представлен, пожалуй, самый жёсткий и гнетущий образец Swans, как в плане музыки, так и в плане лирики. Ритм-секция на альбоме такая же механизированная и грохочущая, а вокал такой же грубый, как на «Filth». Гитара на «Cop» стала чаще звучать в специфической скрежещущей манере, в духе «Power For Power» с «Filth». Альбом стал очень влиятельным для основоположников индастриал-метала в лице Godflesh, сказав за тех многое наперёд.

Заглавная композиция «Young God»

«Job» с «Cop»

Обложка данного релиза

В 1984-м в состав Swans начала вливаться вокалистка и клавишница Джарбо, которая в результате оказала огромное влияние на Джиру. С ней Swans постепенно перешли к более мелодичной музыке, пребывающей окрест пост-рока, готик-рока и неофолка. Последними релизами раннего этапа Swans стали альбомы «Greed» и «Holy Money», выпущенные в 1986 году. Они были такими же монотонными, как «Filth» и «Cop», но заметно более мелодичными. Звук на них чище. Джира стал исполнять в менее грубой манере, порой вполне похожей на пение. Более того, эпизодами встречался вокал Джарбо. В гитарной работе - меньше грязи. Мелодичные клавишные играют важную роль.

Обложка «Greed»

«Fool» с данного релиза

«Coward» с «Holy Money»

Swans прославились жёсткостью не только на своих альбомах, но и на концертах. Джира излучал недюжинную харизму и мог прямо со сцены вступать в перепалки со зрителями. Бывало, группа намеренно настраивала звук слишком громко. Порой выступления Swans приходилось прерывать с вмешательством полиции. Интересно, что всё это происходило в середине 80-х, параллельно развитию экстремального метала. Swans шли порознь с металической тусовкой, имели бэкграунд, отличный от метал-исполнителей, но звучали не менее шокирующе, а порой не менее жёстко.

Из тура в поддержку «Greed» и «Holy Money»:

В 1987 году Swans выпустили «переходный» альбом, «Children of God», на котором от прежней стилистики осталось не очень много, в то время как были широко внедрены пост-/готик-роковые и неофолковые веяния, которые окончательно вытеснят шумность на следующих работах. Однако слава «жесткача» закрепилась за Swans, что разочаровывало Джиру, по его собственному признанию. Это была одна из главных причин, по которой Джира принял решение закрыть Swans в середине 90-х.

«Real Love» с «Children of God»

Майкл Джира и Джарбо

Swans заполучили культовый статус, причём в разных кругах, от альтернативных до экстремальных. Интересно, что группа станет даже более востребованной в 2010-х, когда Джира воскресит Swans в новом облике. Таким образом, Swans - крайне интересное явление в мире экспериментальной музыки, а ранние Swans - экстремальной. Надо сказать, что Swans, в отличие от многих метал-исполнителей 80-х, не стремились записывать жесть ради жести. То были плоды непростого жизненного пути Майкла Джиры, отражение общества в музыке сквозь призму восприятия музыканта.

Больше интересных статей здесь: Музыка.

Источник статьи: Swans – Один из наиболее экстремальных образцов рок-музыки 80-х.