Разбор синглов Depeche Mode: эра «Violator» (часть первая)

22 июня 2021 года бьёт очередной температурный рекорд в моём родном Санкт-Петербурге, ведь столбик термометра показывает немыслимые для Северной столицы 32 градуса тепла (ха-ха). Примерно такой же градус жары будет и в сегодняшнем материале о Depeche Mode, так как речь пойдёт о первых двух синглах с мирового бестселлера 1990 года.

Кадр со съёмок одного легендарного видеоклипа предоставил хороший друг Интернет.

Ах, что это были за синглы... Конечно же, вы определённо догадались, о каких песнях мы поговорим сегодня и что будем слушать. Но обо всём по порядку. Надо же вкратце вспомнить, как грандиозное завершение турне для масс 1988 года привело к тому, что Depeche Mode решили... американизироваться! Четвёрка поняла – взросление в британских условиях просто невозможно, а потому за год-два переродилась так, как недоумки из местных газет не могли себе представить, сместив свои акценты в сторону большого и более тёплого рынка.

Так на свет появился альбом «Violator», с которого абсолютно каждая песня могла бы выстрелить по отдельности, а споры о невключении той или иной композиции в окончательный треклист ведутся и по сей день. Самая плодотворная эра, на каждом сингле свои отдельные би-сайды. Давайте уже смаковать.

«Personal Jesus» (BONG17)

дата выхода сингла: 29 августа 1989 года

последний тур, в котором исполнялась: «Global Spirit Tour»

Обложка 12-дюймового издания сингла.

«Твой собственный личный Иисус» – примерно такого содержания объявление в газете с прикреплённым номером телефона, по которому можно было дозвониться в любой момент для того, чтобы услышать новый сингл Depeche Mode. Промо, ставшее классикой и история, которая переписывается примерно столько же раз, сколько появляется новых «оригинальных» каверов на «Personal Jesus».

Как сделать хит из старого американского блюза с текстом, сочинённым Мартином Гором на основе автобиографии бывшей жены Элвиса Пресли? Лично я не знаю, но даже если бы от всего этого шедевра остались бы только слова Дэйва Гаана: «Протяни руку и прикоснись к вере» – этого оказалось бы более чем достаточно. В этот момент вы видите, как я ощущаю недостаток в какой-то оригинальной информации о песне, которую знает вообще каждый человек в мире, даже если её поют люди вроде Джонни Кэша. Вот кстати слова легенды кантри:

«Это очень хорошая, прекрасная евангельская песня, вероятно, самая евангельская песня, которую я когда-либо записывал, хотя я не знаю, хотел ли автор этого, но так оно и есть. Это место, где вы находите утешение, совет, плечо, на которое можно опереться, руку, с помощью которой можно ухватиться за своего Личного Иисуса».

Эх, а знал ли старина Джонни о том промо-продвижении из 1989 года? Может, слова бы и изменились... Как вам его кавер, к слову? Я лично знаю человека, который меня уверял на полном серьёзе, что «Personal Jesus» сочинил Кэш. Испытывал ли Мартин Гор то же чувство смятения, что и Трент Резнор (а может и Боно вдобавок) – остаётся загадкой.

В 1982 году вышел альбом «A Broken Frame» (да, меня так и норовит написать, что между ним и «Violator» прошло жалких восемь лет), но не это стало главным событием того года. Главным событием того года стало присоединение к Depeche Mode Алана Уайлдера. В 1989-м четвёрка приняла не менее гениальное решение – начать работу с Фладом в качестве полноценного продюсера нового альбома. Как и нанять Франсуа Кеворкяна в качестве миксера (да, примерно в таком качестве). Первый плод их совместной работы в Милане, которая вообще-то не очень то задалась, поэтому вскоре пришлось переезжать на новое место записи, вышел в конце августа 1989 года, когда ещё даже не утихли разговоры о только завершившейся предыдущей эре.

Одновременно с синглом «Personal Jesus» вышел клип на песню. Антон Корбейн нашёл на своей камере кнопку переключения в цветной режим, заодно выкрутив уровень пафоса на максимум. Ранчо в Испании, стоящие задом к зрителю лошади, ещё более красивые женщины, охающий Гор (его даже персонально банило за это MTV) и всё примерно в таком духе. Как результат – где-то в 2005-м, когда я впервые наткнулся на это видео (будучи при этом уже знакомым частично с эрой «Exciter»), то решил, что это их новый клип. Такие дела, ковбои.

Видеоверсия (она же сингловая) отличается от альбомной тем, что вырезает полностью практически инструментальное финальное интро. Ничего страшного в этом не вижу, равно как и в многообразии ремиксов на «Personal Jesus», вошедших на различные издания сингла.

Парочка миксов Кеворкяна – просто чума, которой можно наслаждаться в любой обстановке. Особо хорош в этом плане «Holier Than Thou Approach».

«Pump Mix» кажется несколько затянутым (почти 8 минут), но вместе с тем он показывает, сколь хороша основная мелодия песни.

Флад предоставил «Telephone Stomp Mix», который в сравнении с работами его товарища несколько проигрывает. Но определённо и у него найдутся свои поклонники.

Особой жемчужиной любых изданий сингла я считаю акустическую версию «Personal Jesus». Если вдруг каким-то образом оригинал вам надоел до дрожи, то отличная оголённая версия, никак не ухудшающая качество песни, подойдёт по вкусу.

Во время выпуска сингла с «Personal Jesus» Depeche Mode позволили себе как минимум три больших дерзости: промо-кампания, фото с обнажённой девушкой в компании каждого из участников группы на разных конвертах сингла (окей, гугл) и выпуск би-сайда, положивший начало череде вопросов: «А почему не в треклист альбома?».

«Dangerous»

последний тур, в котором исполнялась: –

Песня, которую Depeche Mode посчитали недостаточно современной для появления в треклисте «Violator», имеет статус такой, что для многих других групп поменьше «Dangerous» в каталоге была бы за счастье.

С ней Флад постарался на славу. Так его «Sensual Mix» по мне один из лучших официальных ремиксов в истории группы, даже посильнее самой оригинальной песни.

Было ещё два «Hazchemix», которые подготовил Дэниел Миллер. Один покороче:

А другой подлиннее. К обоим отношусь спокойно.

Сторона А – «Personal Jesus», сторона Б – «Dangerous». У нас тут серьёзный претендент на звание лучшего сингла в истории Depeche Mode.

Обратите внимание: Лучшие лидеры в кпоп. Часть 2..

Однако дальше группа бросает самой себе дуэльную перчатку и выпускает запись не менее эпохальную.

«Enjoy the Silence» (BONG18)

дата выхода сингла: 5 февраля 1990 года

последний тур, в котором исполнялась: «Global Spirit Tour»

Обложка 12-дюймового издания сингла.

Итак, у нас есть три известных версии «Enjoy the Silence». Сингловая:

Альбомная, которую вы точно хорошо знаете благодаря слиянию с интерлюдией и самая лучшая: видеоверсия.

Которая как бы отличается только тем, что у неё феноменальное интро. Просто она никогда не выпускалась ни на каких аудионосителях, смиритесь. В самом же видеоклипе, достаточно известном, вокалист Depeche Mode Дэйв Гаан щеголяет вместе с шезлонгом в руках, размышляя о тяжёлом бытие короля.

Честно говоря я, как и вы, тоже не ожидал столь резкого перехода от обложек с первым появлением великих роз разных цветов до того, какие традиционные версии имеются у, с позволения сказать, одной из лучших песен всех времён. Просто если в абзаце на «Personal Jesus» я уже заблудился в пересказанных многократно историях, то что же вы хотите в момент, когда мы дошли до «Enjoy the Silence»?

Можно, к примеру, вспомнить, что первое появление песни на телевидении состоялось ещё в 1989 году. Хитрый вокалист Дэйв Гаан воспользовался тем, что публика ещё не знала песню и, возможно, в последний раз исполнил всю песню целиком самостоятельно. Пускай и прибегнув к помощи фанеры.

Дорогие мои читатели, которые когда-либо были на живых шоу Depeche Mode (а таких, я знаю, среди вас немало), расскажите пожалуйста автору блога, исполнял ли Дэйв песню хотя бы раз полностью сам? Просто интересно из любопытства. А то будет глупо в конце статьи спрашивать у вас, любите ли вы такие синглы, как «Personal Jesus» и «Enjoy the Silence».

Кого любите больше, маму или папу? И так далее. Ну вы поняли.

На самом деле я всё же хотел бы привести немного баянную историю появления «Enjoy the Silence» в её самой новой интерпретации от Мартина Гора. Тем более, что в данном рассказе приятный конец:

«Итак, изначально демо-версия этой песни состояла из того, что я просто подпевал базовому блокноту. А потом появились Алан Уайлдер и Флад, которые предложили нам ускорить процесс и придать демо-версии ритм. И я был категорически против этого. Я помню это, потому что думал, что это полностью противоречит эстетике слов и смыслу песни. Так что я немного подулся».
«Итак, когда я вернулся, да, у неё был основной барабанный паттерн и базовая структура. И я всё ещё не был убежден. Но Флад сказал мне: "Не мог бы ты просто попробовать подыграть ему на гитаре?" Итак, я подыграл, а потом придумал для этого гитарную линию. А потом что-то вроде хоровой партии. А потом для меня это стало немного более осмысленным».
«Enjoy the Silence» в нынешнем виде теперь имеет для меня смысл. И я хотел бы воспользоваться этим моментом, чтобы извиниться перед Аланом и Фладом».

Полностью это интервью прочитать можно здесь. Извиниться перед Аланом за то, что принизил его заслуги в остальных вещах группы, над которыми он сутками трудился в студии можно... всегда.

Так перед нами вместо «Harmonium»...

...предстала великая полутанцевальная баллада (извиняюсь, если что), полностью заслужившая звание лучшего сингла 1990 года.

Мой любимый микс из представленных на сингле – «Рукиноги микс» Франсуа Кеворкяна. Некоторые из его атрибутов точно стали обязательными даже на концертах.

Других различных версий тоже хватает. «Ecstatic Dub».

«Bass Line».

«Ricki Tik Tik Mix». Причём этот изначально выходил только на промо-дисках, пока в 2004-м официально не появился на бокс-сетах со всеми вышедшими на тот момент синглами группы.

Но особую ценность играет «The Quad: Final Mix». Это более чем пятнадцатиминутный микс из нескольких других специально сделанных миксов, выходивший на особом экстра-лимитированном варианте винила и диска и только на одной его стороне. В момент, когда начинается оркестровая часть – просто можно кайфовать.

Такую наполняемость можно объяснить тем, что би-сайды были инструменталами и изначально не нуждались в том, что выпускать много их версий.

«Memphisto»

последний тур, в котором исполнялась: –

«Sibeling»

последний тур, в котором исполнялась: –

Если выбирать между первой и второй – «Memphisto» для меня лучше. Я бы даже назвал этот инструментал также среди лучших в творчестве группы. Похоже, что назревает тема для отдельного ТОПа. Если хотите такую (про инструменталы) – тоже можете дать мне знать.

«Violator» ещё даже не вышел (это произойдёт в марте 1990 года), но Depeche Mode уже достигли уровня лучших групп. «Personal Jesus» и «Enjoy the Silence» исполняют поклонники по всему миру и знают те, кто далёк от Depeche Mode так же сильно, как Алан Уайлдер от воссоединения с группой. Без этих песен нынешнее трио + концертных клавишника и барабанщика просто не отпустят ни с какого шоу, только если Гаана не угробит сердечный приступ, как это было ещё в 1993-м в Новом Орлеане.

Считаю свою миссию завершённой. Рассказ о не менее крутых синглах-последователях будет через неделю.

У меня появился Телеграм-канал, подписаться можно по активной ссылке.

Спасибо за внимание! Если материал вам понравился, оцените его пальцем вверх, оставьте комментарий, а также подпишитесь на канал, чтобы не пропускать новые интересные публикации.

#музыка #depeche mode #зарубежная музыка #синглы #карьера depeche mode от romanist music

Больше интересных статей здесь: Музыка.

Источник статьи: Разбор синглов Depeche Mode: эра «Violator» (часть первая).