Здравствуйте.
В них нужно ворваться. И потом уже не вырваться. У меня было именно так. Конечно, для возникновения подобных событий какая-то реакция нужна внутри человека. Как эта цепь замкнулась, я не знаю, могу поручиться только за одно - я потерял покой, когда узнал о существовании Marillion.
Вряд ли будет открытием для кого-то, что эта группа мало известна широким российским массам. Но я абсолютно уверен, что каждый, кто причисляет себя к знатокам, любителям или исследователям британской рок-музыки, непременно слышал хотя бы пару альбомов. Эта группа может не понравиться (кто-то считает их композиции слишком однообразными, скучными или затянутыми), но поставить на ней метку "НИЧЕГО ДОСТОЙНОГО" вряд ли кто-то решится. В этой статье предложу послушать несколько песен разных лет с отличающимся настроением, ритмом и внутренней картинкой и очень надеюсь, что среди читателей появятся новые любители Marillion (хотя бы какого-нибудь The Best или сборника баллад). Для меня их музыка - сугубо альбомная, но я тоже имею сборник любимых песен, т.к. не всегда есть время послушать альбом.
Начнём мы сегодня с конца. Самый свежий на сегодняшний момент студийный альбом группы - F.E.A.R. 2016 года. Пожалуйста, не просите расшифровывать аббревиатуру, при желании найдёте в сети. Я решил начать с музыки максимально понятной (как мне кажется), если конечно не стартовать с медляка, но это было бы лишним, мы же не на школьной дискотеке в ожидании музыки для танца с понравившейся девочкой. Но это всё равно не плоский ритм и стандартный набор инструментов, это же прогрессив-рок, и это Marillion, который всегда умел привнести к своим гитарам и ударным частичку фэнтези. Опять же, это моя личная точка зрения, никаких википедий. Начинаем.
Справедливости ради соглашусь с первым же поднявшим руку язвительным критиком. К исполнителям прогрессив-рока в том или ином виде причисляют немало групп, таких как Genesis, Pink Floyd (писал он них здесь), King Crimson, Yes, The Who и многих других. Представленная выше композиция имеет некоторое сходство с Eminence Front от The Who, и тем не менее, она другая. Пишу об этом, т.к. несмотря на мою долгую любовь к Marillion, я не поклоняюсь им слепо, я с почтением отношусь к истокам этой музыки, а также чту уголовный кодекс, как Остап Бендер.
У группы существует два периода. Первый начался с момента основания (1979) до 1988 года, когда Fish (Фиш, он же Дерек Уильям Дик, я ещё о нём напишу) был вокалистом, а также одним из вдохновителей. После его ухода место у микрофона занял и находится там по сей день Стив Хогарт. Стиль исполнения несомненно изменился, но для меня оба периода группы очень близки, я не ставлю оценки, я просто слушаю любимую музыку.
Давайте перейдём к следующей композиции из моего, наверное, самого любимого альбома группы 1985 года Misplaced Childhood (которого почему-то нет на Яндекс.Музыке). В своё время эта песня была в Великобритании большим хитом, и даже ко мне спустя много лет попала в составе сборника типа Дискотека 80-90-х. Забавно, не правда ли, где здесь дискотека? Это одна из наиболее популярных песен эпохи Фиша (есть и видеоклип).
Теперь про Толкиена. Мы знаем, кто это. Хоббиты, гоблины, орки у другие невероятные создания живут в его книгах и дарят нам возможность смотреть в голове, а не только на экране, кино. И придумывать новые миры, вторя этому писателю. А Marillion взяли своё название из книги Сильмариллион (вдруг кто не читал). И у этих музыкантов действительно тоже свои образы, существа, миры и войны, скалы и болота, солнце и гарь. Всё переплетено. На этом и построена моя к ним любовь. Почему-то мне кажется, что их музыка могла бы стать саундтреком к "Властелину колец".
Композиция Neverland, альбом Marbles 2004 года. Если до третьей песни в этой статье добрались, обязательно дослушайте до конца, хотя она и длинная. Я не смог не включить её сюда. Как я дрожал под неё на концерте, не выразить. Об этом событии - дальше.
...Заезжающая вглубь гитара Ротери выпиливает кусочки когда-то застывшей лавы. И эта лава, переродившись, в конце композиции осыпается стеклянной пылью на нас, очищенных и радостных. А вокал Хогарта, повторяясь, поднимаясь и периодически срываясь в пропасть, сверлит в нас дырочки, через которые видно солнце. Вот такая у меня в голове иллюстрация... Ибо Neverland.
2012 год. У Marillion выходит альбом Sounds That Can't Be Made. Группа устраивает тур в его поддержку. И в сентябре - концерт в Лондоне.
Обратите внимание: Ксилофон, который делает *тунь-тунь*.
Еду! Любой ценой! Так далеко я ещё не забирался, но в России их не дождёшься, гора не придёт к Магомеду. И что, я так и не увижу свою любимую группу? Увижу. Мы едем компанией - я на концерт Мариллион и провести несколько дней в Лондоне, большинство остальных - посмотреть Лондон и прицепом сходить на концерт. Это не было обидно. Да пожалуйста, и пусть процветает симбиоз туристов с рюкзаками и меломанов с плеерами, только дайте мне предварительно пару пинт сидра и сопроводите на концерт, который я ждал лет 20! Про эту поездку я коротко упоминал здесь.Концерт был в клубе типа нашего Джаггера в Питере или ГлавClub Green Concert в Москве. Только напитки другие, люди с надписью Made in UK на лбу со всех сторон, и атмосфера несколько иная. По крайней мере, внутри меня. Мы отстояли эти 2 часа, и это был крутейший концерт. Толстячок Ротери играл на гитаре потрясающе, все музыканты - под стать, звук как на альбомах, естественно, с элементами импровизации. А Хогарт меня поразил своей манерой поведения. Довелось видеть разных вокалистов, у каждого свой стиль. А этот - как такой Джокер, плавный и хитрый, невероятно обаятельный. И красивый. Рок-музыканты создают вокруг себя мощные потоки энергии, завораживают, превращают зрителей в послушных марионеток (про Каа и бандерлогов я писал), заставляют плакать или беситься... Стив на меня действовал по-другому. Как будто откуда-то прилетел, вот сейчас допоёт и со взрывом испарится невесть куда. А мы останемся с открытыми ртами ждать чего-то ещё.
Заглавная песня с того альбома и концерта.
Забавная история однажды со мной произошла. Середина 90-х, подземный переход. Дядька продаёт аудиокассеты с музыкой. Преимущественно техно, начинающий поднимать голову шансон, немного рока и т.д... Мы с другом шпарим на учёбу. А я тогда уже серьёзно болел этой группой. И вот я подхожу к продавцу, музыка орёт, и спрашиваю - Marillion есть? Он кричит: да, конечно, есть, тут у меня всё что хочешь. Но очередь, барахло раскупают активно. Я нервно ожидаю, когда народ рассосётся, уже в мыслях вставляю кассету в плеер и улетаю на другую планету. И вот, когда наш спец освободился, делает Ивана Кучина потише и спрашивает: КТО ТАМ МАЛИНИНА СПРАШИВАЛ? Это был крах...
И ещё одно, о чём обязательно хотел написать. Помните, была музыкальная программа на ТВ в 90-е у Артемия Троицкого? Где-то я с ним, совсем молодой, соглашался. Например, когда он охарактеризовал творчество группы "Звери" как музыку для пэтэушников. Уж больно она проста. Но когда он назвал Marillion помпезной группой, подражающей ранним Genesis, я был готов залезть в экран и кричать на этого ведущего: может, про Genesis в начале пути и правда, но ОНИ НЕ ПОМПЕЗНЫЕ, ОНИ ТОРЖЕСТВЕННЫЕ!!! Но ничего, время прошло, Троицкого по телеку я давно не видел, а группу продолжаю любить.
Буду двигаться к завершению своего обзора. Marillion выпустили около 20 альбомов, каждый из которых я люблю по-отдельному, но одинаково трепетно (об отношении к своим альбомам Дэна Маккаферти я писал здесь). Сейчас мы послушаем очень красивую песню, которую пел Фиш перед уходом из группы, в 1987-м, на альбоме Clutching at Straws. А на концерте её пел зал. Хором. Почему нет другого слова кроме "мурашки"?
И всё же для полной картины (хотя об этой группе я бы хотел говорить и говорить) - ещё одна песня, которую, возможно, кто-то даже из неискушённых слышал по радио. Это очень красивая баллада из альбома 1992 года Afraid of Sunlight. Впервые я её услышал как раз по радио, когда ночевал у своего друга с включённым приёмником. Желаю всем такой же прекрасной музыки, как эта песня. До встречи.
Больше интересных статей здесь: Музыка.
Источник статьи: Marillion. Прогрессив-рок, который, наверное, понравился бы Толкиену.