Сеем семена распада: Tears for Fears – «The Seeds of Love»

Зачастую любой рассказ о группе Tears for Fears может начинаться или же сопровождаться словом «недооценены». Такой вывод делается на основе пары крепких доводов:

  1. Они не особенно известны за пределами несколько хитов или же одного единственного альбома...
  2. ...и во времена, когда выпускать по альбому в год было нормальным явлением, они прятались в студиях на несколько лет, меняя продюсеров и подход к музыке и зачастую их возвращения ждали лишь терпеливые поклонники.

Первый пункт вполне чётко подтверждает тот факт, что третий альбом, о котором мы поговорим сегодня, был популярен лишь кратковременно.

А второй пункт – это долгий выпуск того самого третьего альбома.

  • Пример образцового дебютного альбома: Tears for Fears – «The Hurting»
  • Вы на вершине мира: Tears for Fears – «Songs from the Big Chair»

Речь пойдёт о «The Seeds of Love», одном из самых проблемных релизов поп-музыки 80-х, который быстро пал под натиском больших ожиданий от него и развалил одну из лучших групп в истории.

Красочная обложка альбома и фотографии ребят из того периода.

Если в 2000-х выпускать один альбом раз в 4-5 лет является едва ли не нормой, то в 80-х – это пропасть длиною в жизнь. Но перфекционистов данная перспектива никогда не пугала. Тем более когда каждый новый материал совершенно не похож на предыдущий. «The Hurting» – личная драма на фоне синтезаторных мотивов, «Songs from the Big Chair» – стадионный рок с жизнеутверждающими текстами. Каким должен был стать их последователь?

Прежде всего дуэт Роланда и Курта (который дуэтом то был лишь формально) добавил щепотку неожиданности. В 1985 году, во время турне в поддержку второго альбома, ребята выступали в США, в городе Канзас-Сити, штат Миссури. Зайдя в один из уличных баров, они сами не заметили, как оказались очарованы вокалисткой, дававшей в это время там концерт. Звали вокалистку Олета Адамс и помимо сильного голоса она оказалась ещё и хорошей пианисткой. Орзабал и Смит впоследствии пригласили её в студию на запись нового альбома Tears for Fears.

Олета Адамс.

Формула успеха, по которой был создан «Songs from the Big Chair» (смешать электронные мотивы того времени с живыми инструментами), больше не могла работать. Ребятам просто надоели гастроли в поддержку альбома, где на сцене присутствовали только они и драм-машина.

Практически весь 1986-й они провели на отдыхе, лишь к концу года возобновив написание песен и сессий. Однако результат для них оказался неудовлетворительным, поскольку у ребят снова оказались разногласия с продюсерами, в том числе и с Крисом Хьюзом, работавшим над первыми двумя пластинками группы. Вероятной причиной называется то, что Роланд хотел целиком отказаться от использования электронных инструментов в пользу совершенно другого стиля работы:

«В тот год мы собрались вместе, начали играть и через несколько месяцев поняли, что действительно ненавидим то, что сделали».

А вот, что по этому поводу сказал Курт Смит:

«Мы поняли, что хотим сами спродюсировать новый альбом, захотев, чтобы наша музыка была более доступной».

В итоге к началу 1988 года, когда было объявлено о начале очередных сессий в студии, состав участников процесса кардинальным образом отличался от тех, кто работал над предшественником. Ударник Мэнни Элиас покинул группу ещё в 1986 году. Вместе с Хьюзом из проекта выбыл также и Иан Стэнли, ставший одним из ключевых участников работы над «Songs from the Big Chair».

Помимо Орзабала, Смит и Олеты Адамс, среди других музыкантов значилась целая тонна сессионщиков. Имена были разные и звучные, одних только ударников было трое: Фил Коллинз, Маню Каче и Саймон Филлипс. Всё это напоминало джем-сейшен старых друзей (встретились вы значит где-то в гараже и начали импровизировать). Вклад Курта Смита в альбом оказался гораздо меньшим, чем в предыдущие годы. Свой лид-вокал он подарил лишь для одной песни и даже бас-гитара была задействована не всегда. Говорят, что причиной тому стал его бракоразводный процесс, на который он потратил большую часть 1988 года.

Таким образом, долгостройный и мучительный проект можно считать историей, когда Tears for Fears из 1989-го могли лишь с недоумением смотреть на себя прежних.

Вероятно, что единственный момент на «The Seeds of Love», где Tears for Fears могли бы быть по-настоящему узнаваемы, находится на титульной композиции альбома, вышедшей дебютным синглом в августе 1989 года.

И даже в этом моменте узнаваемости была большая ложка дёгтя, ведь группу обвинили в откровенной попытке сплагиатить культовых The Beatles (а конкретно «I Am the Walrus»). Однако лично я нахожу тут лишь дань уважения традициям 60-х годов.

Куда более интересным в этом плане был кивок в тексте в сторону политики, сильно язвительный:

Politician granny with your high ideals
Have you no idea how the majority feels?
So without love and a promised land
We're fools to the rules of a government plan
Kick out the style, bring back the jam, yeah, yeah

Это реакция Роланда на переизбрание Маргарет Тэтчер в июне 1987 года на пост премьер-министра Великобритании. «Бабушка-политик с высокими идеалами, понятия не имеющая, какие идеалы проповедует большинство». Достаточно едко.

Также поговаривают, что «верните The Jam» направлено в сторону Пола Уэллера, бывшего лидера одноимённой группы, известной своими едкими текстами в сторону правительства. После роспуска The Jam Уэллер стал гораздо более лояльным в своём творчестве по отношению к главам государства.

Вся песня однозначно хороша, но мне всегда нравился момент, когда появляется Курт:

Time to eat all your words
Swallow your pride
Open your eyes

Также это единственная песня альбома, в которой Курт и Роланд делят соавторство. И самое главное – она отражает общую тенденцию пластинки: средняя длительность песен (которых всего восемь) примерно шесть с лихвой минут.

«Sowing the Seeds of Love» будто бы по инерции заняла высокое, второе место в чарте США и пятое в Великобритании. Но дальнейшие синглы ей сильно уступали в коммерческом плане, несмотря на то, что сами по себе представляли не меньшую ценность. И лично для меня особым украшением является песня, с которой альбом стартует.

Практически минута уходит только на вступление, после которого Роланд еле слышно произносит:

You better love loving and you better behave
You better love loving and you better behave
Woman in chains
Woman in chains

«Woman in Chains» – это трогательный гимн о женщине, которая боится уйти от мужа-тирана. Слово Роланду:

«Когда я пою «Женщину в цепях», я пою об угнетении женщин во всем мире, но я также пою о подавлении женской анимы внутри себя, и я также пою о своей матери. В конце, когда я пою «Освободи её», я также говорю «Освободи меня».

Гостевой вокал Олеты и великолепная ударная партия Фила Коллинза во второй половине песни создают особую атмосферу.

Самый лаконичный случай импровизационного подхода и смены жанров внутри одной композиции выражен во второй песне – «Bad Man's Song». Это восемь с половиной минут из невероятного коктейля с целой плеядой приглашённых музыкантов, который было бы логичнее услышать на альбоме какого-нибудь джаз-исполнителя.

Тема песни совершенно необычна: во время тура в поддержку «Songs from the Big Chair» Роланд случайно услышал, как члены их гастрольной группы нелестно о нём отзываются. Немудрено, такого перфекциониста попробуй поищи. Естественно, что над этой песней и работали больше всего – 15 дней. Одни только ударные Маню Каче пересобирались по лучшим отрывкам неоднократно. Но этого того стоило.

А вот другой абсолютно нехитовый трек – «Standing on the Corner of the Third World» – нравится мне гораздо меньше. Но её нахождение в альбоме не доставляет хлопот, как могло бы показаться. Скорее это передышка в середине.

Есть такие альбомы, на которых легко выделить хиты. «The Seeds of Love» можно считать в их числе. О двух я уже рассказал, а третий – романтическая поп-рок песня «Advice for the Young at Heart». Именно на ней Курт Смит солирует единственный раз за весь альбом.

Advice for the young at heart
Soon we will be older
When we gonna make it work?

«Совет для молодых душой, скоро мы будем старше. Когда у нас всё получится?». Вот какой смысл вкладывал в песню Орзабал:

«Песня выражает желание повзрослеть и собраться с мыслями – отпустить прошлое. Я думаю, что это просто осознание того, что я становлюсь старше, вот из чего это проистекает. А также осознание того, что некоторые аспекты вас не стареют».

Невероятно душевная вещь, текст которой вроде бы можно трактовать однобоко, но по факту вникнуть получится не с первого раза. С этим нам немного поможет видеоклип.

Во второй половине альбома после отвлечённого рассказа о «грязном третьем мире» следует дилогия о «ножах». «Swords and Knives», по легенде, Роланд Орзабал и Ники Холланд (она выступила соавтором сразу пяти композиций на пластинке) написали для биографического фильма «Сид и Нэнси», основанного на отношениях между скандальным Сидом Вишесом и его подругой Нэнси Спанджен. Но, по словам Роланда, песня была в конечном счёте отвергнута создателями фильма, потому что «оказалась недостаточно панковой».

«Year of the Knife» и вовсе как будто взята с книжных страниц, особенно со своим началом:

Hallelujah, the king is dead. He said
"Love was the knife "
And now he'll dream some magic queen might try and save his life
They say his famous final words

«Аллилуйя, король мёртв. Он сказал "Любовь была ножом" и теперь ему приснится, что какая-то волшебница попробует спасти его жизнь. Они произносят его знаменитые финальные слова...»

И после этого знаменитые последние слова произносит уже сама группа. «Famous Last Words». Так Роланд однажды хотел назвать сам альбом, поскольку подумывал над тем, что группа прекратит своё существование вскоре. Он практически не ошибся.

Hand in hand we'll do and die
Listening to the band that made us cry

«Рука об руку, мы умрём, слушая группу, что заставила нас плакать».

Если бы это стало действительно прекрасным концом...

Процесс рождения альбома «The Seeds of Love», вышедшего 25 сентября 1989 года, занял три года. Или четыре, если начать отсчёт с выхода предыдущего. По разного рода источникам группа потратила на его запись свыше миллиона фунтов стерлингов (ясное дело, большие деньги).

В Великобритании он дебютировал с верхней строчки чарта (чего так и не удалось сделать великому «Songs...»), но быстро терял позиции и в итоге после 30-ти недель в хит-параде исчез. Для сравнения, «The Hurting» провёл там 66 недель, а последователь – 81 неделю. В США удалось подняться лишь на восьмую строчку с примерно таким же недельным периодом далее.

Tears for Fears вынуждены были отправиться в турне, дабы покрыть возникшие расходы (как известно, синглы тоже много денег не принесли). Последние концерты дуэта состоялись в июне 1990 года.

А в 1991 году школьные друзья разошлись. Существует несколько версий, самых банальных конечно: от музыкальных различий (судя по всему, Роланд больше стремился к лидерству, чем Курт) до финансовых бед (менеджер группы Пол Кинг объявил себя банкротом, а позже оказался осуждён за махинации).

И вот тут лично у меня не возникает вопросов. После ухода из Tears for Fears Смит фактически залёг на дно (вернувшись в бизнес лишь по старому контракту), тогда как Орзабал продолжил активные выступления, сохранив известное название. Но проблема в том, что популярность данной вывески как будто бы осталась где-то в 80-х.

«The Seeds of Love» – альбом, о котором сложно написать хороший рассказ. Его даже понять с первого (или со второго) раза непросто. Но если у вас получится, откроется широчайший массив из великолепных звуков и картинок. Он завершает великую трилогию Tears for Fears. Трилогию из совершенно непохожих друг на друга альбомов. В 2020 году он получил добротнейшее переиздание на нескольких дисках, с которым я крайне советую вам ознакомиться. Особенно если есть хорошее оборудование, которое позволит сполна насладиться этой музыкой.

А к продолжению разбора дискографии Tears for Fears мы вернёмся, но уже может не так скоро.

У меня появился Телеграм-канал, подписаться можно по активной ссылке.

Спасибо за внимание! Если материал вам понравился, оцените его пальцем вверх, оставьте комментарий, а также подпишитесь на канал, чтобы не пропускать новые интересные публикации.

#музыка #tears for fears #поп-музыка #музыкальные альбомы #разбор альбомов от romanist music

Больше интересных статей здесь: Музыка.

Источник статьи: Сеем семена распада: Tears for Fears – «The Seeds of Love».