Работа с эскизами

Работа с эскизами

В этой статье поговорим про одну из главных проблем для начинающего композитора — проблему эскизов, наработок и их собиранию в композицию.

Тема несомненно интересная. Не скрою, что раньше также страдал данной проблемой, которая выражалась в том, что есть куча самого разного материала, но до конца не доведено и половины. И хорошо если позже этот материал выуживается с «полок» и оформляется до осознанного послания:), но я знаю, что у многих он может лежать годами, пока не пропадет, например, вместе с очередной сменой ноутбука.

Можно ли совмещать разные эскизы и идеи в одной композиции? Как доводить эскизы до готового результата? И нужно ли работать над старым материалом, который лежит годами?

Изложу здесь свои размышления по этим вопросам.

  1. Многие известные музыканты используют прием соединения набросков и эскизов. Например, Кирк Хэммет в интервью по поводу выхода альбома Load говорил о том, что записал более 4-х часов разных кусков, которые использовал для сочинения музыки. Также, например, в интервью для StudyMusic, Виктор Чайка рассказывал о том, как использовал для создания песни отрывок из своей инструментальной композиции (подробнее об этом смотрите по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=p3KIS0Tu3mY&t=450s )

Такая практика может привести к проблеме — рассыпанию формы с одной стороны и пестрому звучанию с другой (либо же наоборот самоповторяемости, как это случилось с сольными кусками Хэммита на Load и Reload).

Если сравнивать музыкальную мысль с поэтической, то возникает вопрос — какова вероятность, что соединение двух ваших стихотворений будет идеально по смыслу, настроению и т.д.?

Конечно если у Вас есть цель создать что-то полистилистичное и модерновое, то тогда все отлично. Но вот в рамках обычных форм осуществить идеальное слияние двух разных набросков очень проблематично.

Есть определенная закономерность: чем старее Ваши наброски, тем больше вероятность того, что Вы никогда их не используете. Поэтому либо завершайте посетившую Вашу мысль как можно скорее, либо забудьте про нее.

Что??? Забыть о том, что я когда-то сочинил?

Многие слишком сильно цепляются за свои музыкальные идеи, вместо того чтобы быть открытыми для новых мыслей. Старые идеи это как груз, который вы тащите на своих плечах, в мешке, который никогда не откроете.

Хоть я уклоняюсь в область философии, но музыкальная деятельность на определённом этапе очень похожа на мышление философа.

Если же у Вас действительно есть стоящие идеи, то вы можете собрать из них одно произведение (что-нибудь под названием My Memories:). Так одновременно избавитесь от музыкального чемодана идей из прошлого и впустите в ваш музыкальный мир новые идеи.

Также вы можете использовать свои эскизы, как зерна для занятий по композиции . Поставьте цель создать законченное произведение из одной темы.

Причина упомянутой выше закономерности лежит в свойстве человеческого мышления.

При обычном процессе творчества Вы зацеплены за образ музыкального произведения, даже если Вы не думаете об этом. Многие используют это на подсознательном уровне.

Если Вы не успели раскрыть образ и отложили его до лучших времен, то в последствии, очень сложно вспомнить то состояние, те идеи и мысли, которые сопровождали процесс сочинения.

Знание композиционных приемов конечно поможет Вам реализовать идею из прошлого, но как показывает практика, в 99% случаев Вы захотите очень сильно ее изменить. Поэтому, исходя из вышесказанного, могу посоветовать одно — всегда доводите идею до логичного завершения. Пусть это будет плохо записанная гитарная мелодия, но она должна быть закончена.

Затем Вы можете вернуться к ней хоть через 20 лет и проделать всю прикладную работу.

Для инструментовки, аранжировки, гармонизации не важна чувственная сторона музыки (хотя в них она тоже присутствует) — поэтому в первую очередь важна идея и ее завершенность, оформленность в виде композиции, песни.

2. Вопрос который возникает в связи с рассматриваемой проблемой — по какой причине у Вас есть недоделанные пьесы и куски без музыкального смысла?

Нередко это можно объяснить недостатком необходимых знаний. Поэтому в первую очередь изучайте форму и ее роль в композиции. Отсутствие целостности формы и законченности композиции признак того, что вам не хватает технического мастерства, ведь даже самую простую идею можно оформить в готовую композицию, при наличии нужных навыков.

3. Как же все-таки соединить разрозненные куски (для тех кто еще хочет:))?

Поскольку основа любой формы строится на принципах контраста и подобия — используйте их по максимуму. Если Ваши куски похожи, то усильте их схожесть и склейте в одну простую форму (возможно потребуется небольшая доработка).

Очень часто единство гармонического сопровождения создает иллюзию схожести материала — попробуйте использовать однотипную или идентичную гармонизацию.

Полифония

Возможно Ваши темы подойдут для полифонической обработки. Не обязательно углубляться в подробности этого сложного искусства. Просто попробуйте самые простые приемы: соедините мелодии имеющие одну и ту же гармонизацию, сдвигайте мелодии относительно друг друга ритмические и интервально, попробуйте увеличить или уменьшить длительности мелодии.

Кстати, если Вы проделали трюк с гармонией, то потенциал для соединения тем уже есть.

Заимствование ритма .

Возможно сочетание ритма первой темы с ритмом второй. Вы можете поместить его в аккомпанемент или контрапунктирующий голос. Таким образом, Вы улучшите связность и целостность формы. Естественно можно сочетать все эти приемы вместе.

Также можно использовать принцип контраста. Для этого используйте различные сопоставления, противопоставления, полиритмию, смены размеров и темпов.

Полный курс по развитию музыкальных идей здесь

Видео о практике развития идей https://www.youtube.com/watch?v=0yilCg4BPi4

Больше интересных статей здесь: Музыка.

Источник статьи: Работа с эскизами.