Кажется, что некоторым российским режиссёрам не дают спать спокойно лавры Спилберга и Верховена. Современный отечественный кинематограф всё чаще грезит о заоблачных вершинах и устремляется к дальним звёздам, пытаясь поразить зрителя новой фантастической историей и повторить успех всяких там «Чужих» и «Аватаров». Очередной такой попыткой поведать космическую сагу стал фильм «Звёздный разум».
Сходу возьму быка за рога и скажу, что кино получилось чертовски скучным. Несмотря на сравнительно небольшой хронометраж, досмотреть целиком удалось лишь со второй попытки. И то нередко приходилось увеличивать скорость воспроизведения, пропуская особо тягомотные места.
Однако, вот парадокс, «Звёздный разум» - не полное дно, как может показаться на первый взгляд (и вообще, нет предела совершенству). Помимо откровенных глупостей и несуразностей, в нём встречаются интересные находки и даже мысли. Беда в том, что всё это свалено в одну кучу – получился чудовищный салат, где говядина встречается с апельсинами; невообразимая каша, которую повар-режиссёр к тому же забыл посолить.
По уже сложившейся недоброй традиции закадровый голос сообщает зрителю о катастрофе планетарного масштаба. На Земле появился некий вирус, поражающий растения. Мало того, что стали страдать веганы, так и мясоедам не поздоровилось: уровень кислорода начал падать, и скоро всё человечество рискует задохнуться. Что-то похожее мы уже встречали в «Интерстелларе», и сходство по мере просмотра картины будет только усиливаться. Как вы думаете, какое решение нашли люди? Правильно: убежать со старушки Земли подальше, на какую-нибудь другую планету, где нет злобного вируса.
И здесь смущает даже не то, что вирус космические переселенцы неизбежно привезут с собой, сколько ни дезинфицируй, а то, как они собрались искать и обустраивать новую обитель. Видно, что на человеческие возможности (и разум) создатели «Звёздного разума» не сильно надеются. Вместо этого они подкинули «подарочек» в виде артефактов неизвестной цивилизации, оставленных на Земле миллиарды лет назад. Главный из этих волшебных предметов – сфера (кстати, очень похожая на сферу из второй части «Дня независимости»), которая способна преобразовать пространство и создавать жизнь. Уже на этом этапе захотелось вырубить проигрыватель, но сдержался. Быть может, дальше высосанных из пальцев деталей станет меньше?
Ничуть!
Обратите внимание: Самое опасное явление в космосе.
Уровень бреда нарастал по мере продвижения экспедиции к планете, нуждающейся в срочной терраформации. Никой разведки перед началом межзвёздного полёта, никаких исследований. Сразу запихнуть в корабль сферу (единственную надежду человечества на выживание, если что) и вперёд - в неведомое!О команде корабля нужно сказать особо: в составе почти сплошь иностранцы (а как же патриотические чувства киноделов, опять американцы будут мир спасать?), даже начальник – доктор Стивен Роуз в исполнении Егора Корешкова.
Егорка, к слову, проявил себя на все сто и стал самым истеричным руководителем на моей памяти. Чуть что не так, начинал паниковать, кричать, спорить, строить страшные глаза. И в придачу постоянно повторял что-то вроде: «От этого зависит будущее человечества», «Наша миссия очень важна», «Мы должны выполнить задачу»… Тьфу, зануда!
Немудрено, что подобная нервозность передалась всем членам экипажа, и вскоре звездолёт стал похож на кудахтающий курятник. Пока одни регулярно переругивались, другие астронавты с не меньшей методичностью рассматривали фотографии близких людей и мяли в руках плюшевых медвежат. Понятно, что режиссёр хотел показать, как тяжело им навсегда расставаться со всем, что было дорого на Земле. Но нельзя же делать это так навязчиво! Когда в очередной раз космонавт задержал взгляд на фотокарточке любимой и смотрел на неё почти восемь (!) секунд, вероятно, не только автор этих строк почуял невыносимую муку. А может, таким образом специально испытывают наше терпение, отбирают самых стойких зрителей для настоящей межзвёздной экспедиции?
Дальнейший сюжет пересказывать не буду, дабы вы, уважаемые читатели, сами смогли испытать чувства безнадёжной тоски и отчаяния, охватывающие каждого, кто рискнёт проникнуть в «Звёздный разум». Ощущение, что авторы понадёргали кадры отовсюду: из «Интерстеллара», старых и новых «Чужих», «Дня независимости», «Грани будущего»… Даже Егор Корешков явственно косит под Николаса Кейджа. Вот только до такой звезды ему не добраться даже с помощью гипердвигателя.
Немудрено, что построить на всей этой вторичности внятной собственной картины создатели не смогли. Жестокие, но справедливые в общем-то, посылы фильма («цель оправдывает средства», «люди – ошибка природы» (в нашем случае – программы) и так далее) теряются и звучат неубедительно. Ну а если подходить к делу с точки зрения банальной логики, то «Звёздный разум» и вовсе не выдерживает никакой критики. Взять хотя бы сцену, где доктор Роуз дарит своей девушке фрагмент того самого артефакта - как будто это его собственность! Да за вынесенный с завода подшипник и то можно срок получить! А герой преспокойно отдаёт кусочек самого ценного вещества на планете.
Словом, всё в фильме рассыпается как… карточный домик? Неужто и здесь авторы заложили отсылку к известному телесериалу?
Антон АГЕЕВ.
#книгочей
#обзор фильма
#звёздный разум
#фантастика
#российское кино
#космос
#звёзды
#интерстеллар
#древние артефакты
#кино
Больше интересных статей здесь: Звезды.
Источник статьи: «Звёздный разум»: космос кашей не испортишь?.