Стив Морс («deep purple»): Десять записей, которые изменили мою жизнь

Гитарист-виртуоз из DEEP PURPLЕ не включил дебютный альбом группы CROSBY, STILLS & NASH в свой список из 10 пластинок, которые изменили его жизнь - но относит его, как и несколько других, к числу альбомов, оказавших на него сильное эмоциональное воздействие.

«Я помню, когда он вышел», - говорит Морс. «Я прослушал его целиком, посмотрел на своего друга и сказал: «Невозможно сделать такую ​​хорошую запись». Это было великолепно. Для меня были сначала THE BEATLES, а затем вышли CROSBY, STILLS & NASH, и для меня это было типа: «Мы пишем на том же уровне, но это совершенно другая музыка».

За свою легендарную карьеру, в которую помимо работы в DP вошло создание инструментальных гигантов DIXIE DREGS (позже переименованных в THE DREGS), участие в группе KANSAS и многочисленные сольные проекты, Стив привык очень критично оценивать собственную работу - несмотря на то, что он занимает почётные места в большинстве опросов «лучший гитарист».

Стив Морс

«Приятно получать комплименты по поводу того, что вы делаете, но я должен помнить, что я такой же, как и все», - отмечает Морс. «Парень, мимо которого я прохожу по пути на концерт, копает колодец, и он не лучше и не хуже меня. Он просто другой.

Когда люди пишут восхищенные комментарии о том, что я сделал, я знаю, что это просто вопрос того, насколько их это поразило. Моя музыка пришла к ним в определенное счастливое время в их жизни, когда они были готовы воспринять её. В другой день они могут почувствовать то же самое и без меня».

«Тем не менее, мне это интересно, потому что из этого можно понять, что есть и другие люди, которые имеют схожие со мной вкусы», - продолжает он.

«Когда я что-то записываю, то это происходит потому, что у меня есть вдохновение, которое я воплощаю в музыку. Это что-то реальное, это то, что меня трогает, и если кто-то согласен с этим, это действительно круто. Но я не могу думать об этом в момент, когда что-то сочиняю или записываю. Вы не можете предугадать чью-либо реакцию. Вы просто делаете дело и надеетесь на лучшее».

The Beatles - Meet The Beatles (1964)

«Выступление The Beatles на шоу Эда Салливана совпало по времени с тем, что я получил на Рождество небольшой магнитофон с питанием от батареек. Мне было 10 лет, и я по-всякому экспериментировал с магнитофоном, и когда увидел шоу The Beatles, я подумал: «Ну вот музыка. Попробую записать». А потом послушал и только тогда понял, насколько мне это понравилось.

«А у моего друга оказалась настоящая пластинка, что было довольно удивительно для тех времен, надо было наскрести долларов, чтобы её купить. Виниловые альбомы тогда были дорогими, особенно для маленьких детей».

«Мы ходили к нему домой после школы и слушали эту пластинку. Это было здорово - музыка тогда просто поразила нас. Но я сейчас вспоминаю, что когда дело касалось баллад, мы недоуменно поглядывали друг на друга. И мой друг говорил: «Парни, в каждом альбоме должно быть что-то подобное…» Но мы пропускали баллады. А все остальное было великолепно».

The Who – I Can’t Explain (1965)

«Мне очень понравилась эта песня. Я слушал её в подвале на нашем проигрывателе. Мой отец собрал для него усилитель из набора Heathkit. В магазинах продавались маленькие электронные наборы, которые можно было купить и самим собирать всю электронику дома. Этот самый Heathkit через какое-то время стал и моим первым гитарным усилителем».

«В I Can’t Explain есть все главные поп-элементы, как и в песне You Really Got Me группы The Kinks - отличная ритм-секция, красивые вокальные мелодии, классная гитара и фантастический звук. Все на своих местах».

«Я увидел The Who вживую в крошечном клубе в Анн-Арборе, прямо рядом с тем местом, где мы жили. Был такой маленький клуб - интересно, почему они там оказались, была ли это ошибка при бронировании или что-то в этом роде? И мне пришлось сесть на пол и наблюдать за Питом Таунсендом с расстояния три фута.

Они играли I Can’t Explain, и я помню, как смотрел на Пита, в руках которого просто рыдал его старый страт. Это было феноменально - он полностью владел гитарой. Я помню, что я тогда подумал: «Понятно, мне нужен страт…»

The Jimi Hendrix Experience – Are You Experienced? (1967)

«Это стало настоящим открытием. Когда Джими записывал гитарные соло задом наперед и ещё использовал все эти его классные эффекты, я просто сказал себе: «Этот парень - волшебник». Я впервые слышал что-то подобное - до этого никто не делал ничего такого».

«Для меня сам Хендрикс и всё, что он делал - его душевность и лиризм, его взрывная эмоциональная игра, его владение гитарой - стали настоящим вдохноаляющим открытием. «Как он все это делает?» Это было очень похоже на загадку».

«Я вспоминаю, как хотел сыграть соло из Are You Experienced? Я включился в усилитель Princeton, пытаясь получить обратную связь, как у Хендрикса. Я попытался сделать эти его фишки рычагом - подтягивая флажолетные ноты - и вдруг бум, тремоло система сломалась внутри. Вот что вы получаете, если пытаетесь быть Джими».

Cream – Disraeli Gears (1967)

«Еще один прекрасный альбом. Великолепные песни, классный вокал, а все, что играл Клэптон, было невероятным. Он просто не мог сыграть плохое соло. Его подход - выбор нот, его чувство и звук - были совершенно правильными. Для меня он стал своего рода воплощением гитариста, который действительно умел играть».

«Потом я пошел посмотреть, как они играют вживую, и мне они очень понравились. Как и группа Хендрикса, это было идеальное пауэр-трио. Они устраивали эти длинные джемы, и в то же время как бы слегка ограничивали их, чтобы снова вернуться к основным мелодиям, но с более компактными аранжировками, чем на студии. Помню, мне тогда понравилось то, что они не пытались переборщить. Они много думали о том, что делали. Великие музыканты».

Led Zeppelin – Led Zeppelin (1968)

«Альбом произвел на меня большое впечатление. Риффы Джимми Пейджа, его аранжировки, его подача - всё очень талантливо. Но он тоже был сдержан. Он не все время наваливал гитары, он добавлял кое-что тут, кое-что там, ещё стил-гитару, и складывал все это вместе очень правильно. Я был подростком, и для меня тогда всё было здорово сделано.

«Я уже знал Пейджа по Yardbirds и слышал, как он играл в других проектах в качестве сессионного гитариста. Но когда я послушал, что он сыграл на первом альбоме Zeppelin, для меня стало ясно, что это очень талантливый, разносторонний музыкант».

Yes – Fragile (1971)

«Вау, это было потрясающе, и сразу по многим причинам.

Обратите внимание: Жизнь Фреди Меркури: интересные факты и редкие фото.

Стив Хоу играл, как он это называет, на своей «испанской гитаре», но я бы назвал это просто классической гитарой. В песне Mood for a Day воистину блестящая игра - абсолютно необычные риффы. Все очень легко слушается и при этом захватывает. Группа была реально новаторской, и в сочинении песен, и в аранжировке».

«Позже я узнал, что на Стива Хоу оказали влияние такие люди, как Уэс Монтгомери. Но тогда я просто понимал, что он звучит по-другому и, возможно, отчасти потому, что он играл на той большой гитаре, 335. У него был очень акустический звук, когда он играл через усилитель. Я помню, как подумал: «О, это круто...» В то время мне казалось, что все играют либо на стратах, либо на лесполах, поэтому Стив выдавал нечто уникальное для меня».

The Allman Brothers Band – At Fillmore East (1971)

«Тогда ещё никто не знал, что это называется Southern Rock. Думаю, это произошло несколько позже. А Allmans были великолепны. Они были первой группой, где эта идея с двумя гитарами поразила меня прямо в душу. Все тонкости были проработаны очень умно и с отличным чувством».

«Мы ходили к ним на концерты, они регулярно играли бесплатно в Атланте. Они были частью нашего общества, и люди их просто любили. Нужно было быть каким-то инопланетянином, чтобы не любить братьев Оллман. И всё отлично звучало - интересные аранжировки плюс их блестящая музыкальность. Они по-настоящему изумляли всех на своих концертах».

«И мне понравились оба их гитариста, Дуэйн Оллман и Дики Беттс. Я помню, как думал о том, что то, что Дуэйн вытворял со своими слайдами, было очень задушевным и лиричным. Мы тогда называли это «боттлнек». Я подумал: «Что это, черт возьми? Как вы это делаете?»

С Allmans я должен был увидеть вживую, как они это делают. Мне казалось, что тут всё дело в пальцах правой руки, он играет один раз, и дальше всё звучит чисто, без перерывов, как одна нота. И он будет держать эту струну звучащей ровно столько, сколько ему нужно, прежде чем он заглушит ее и перейдет на другую струну. Получается безупречно по звуку».

Венди Карлос – The Well-Tempered Synthesizer (1969)

«Я услышал эту запись в Music Appreciation class. Они знакомили нас с Бахом, сыгранном в электрическом варианте. Идея была в том, чтобы преподнести классическую музыку так, чтобы она понравилась детям. Что ж, мне понравилось, и я одолжил этот альбом у одного из друзей моего брата».

«Я помню, как подумал: «Я видел несколько удивительных групп, я видел несколько потрясающих музыкантов, но теперь это настоящая музыка». Благодаря этой записи классические композиторы постепенно стали оказывать на меня всё большее влияние».

«Уолтер Карлос, так его тогда называли, выбрал самое лучшее. Как будто вы залезли на дерево и вишни выбираете. Давайте возьмем музыку, написанную в течение пары сотен лет, а как насчет того, чтобы выбрать самые невероятные и привлекательные произведения?»

«Музыкальное мастерство Карлоса безупречно, а его звук просто невероятный. Все проходит через эти генераторы, усилители с регулируемым напряжением и фильтры. До этого я никогда не осознавал, сколько планирования и работы можно вложить в шедевр. Я читал, что в каждой части он записывал одноголосую линию на одну дорожку, и так прописывал дорожку за дорожкой - это потрясающе. До сих пор для меня это одна из самых удивительных вещей, которые я когда-либо слышал».

Mahavishu Orchestra – The Inner Mounting Flame (1971)

«Мой первый год в музыкальной школе Университета Майами. Чик Кориа тогда произвел очень большое впечатление на некоторых джазменов. Типа, у тебя будет полный порядок с парнями из джаза, если тебе нравится Чик Кориа.

Я слышал, как они также говорили о Mahavishnu Orchestra. где Джон Маклафлин играл с Майлзом Дэйвисом.

«Я вообще не врубался в материал Майлза с участием Джона, и думал, что это просто не моя тема, но когда Mahavishu выпустили The Inner Mounting Flame, я воскликнул: «Вау! Это ведь совсем другая история». Вот так внезапно я понял Джона Маклафлина. Парень играл энергично, страстно и действительно интересные вещи, и он играл на электрогитаре через искаженный усилитель. Он оказался намного круче, чем я думал сначала.

«И вот по счастливой случайности Mahavishnu играли в нашей школе. Я пришёл раньше всех и занял отличную позицию, прямо напротив того места, где должен был играть Джон Маклафлин. Когда шоу началось, он посмотрел на других парней, кивнул, махнул грифом гитары вниз, и вся группа взяла сумасшедший мерцающий аккорд. А затем они сыграли Inner Mounting Flame. Невероятно!».

The Tallis Scholars - William Cornysh: Stabat Mater (2001)

«Музыка Уильяма Корниша. Вот хороший пример музыки, которую я слушаю для вдохновения. Спето на латыни, очень протяжные слоги, и исполнены а капелла. Это уж точно не рок-н-ролл; такую музыку можно услышать в кино во время сцены с монахами, идущими по собору».

«Этой музыке 100 лет. Целый жанр музыки, который я очень люблю. Тогда никто не писал четырех- или двухтактовых фраз, и не было аккордов в современном понимании - просто переплетение мелодий».

«Текст и звучание вдохновляют. Очень привлекательно для меня. Я не знаю классификации такого типа гармоний, думаю её и не существует, но на мой слух, это очень легко и очень приятно слушать».

Читать также:

  • «SLADE» переиздают на виниле свои классические альбомы
  • Гедди Ли («RUSH): за что я ❤️ альбом Led Zeppelin IV
  • Почему Пит Таунсенд пел некоторые песни группы «THE WHO» вместо основного вокалиста
  • Пятьдесят лет назад вышел дебютный альбом Рори Галлахера
  • Новый сингл Джо Бонамасса. Видео
  • Honky Tonk Women - история классического хита «THE ROLLING STONES»
  • Бывший барабанщик «AC / DC» Крис Слейд о том, как его дважды заменил Фил Радд

Больше интересных статей здесь: Музыка.

Источник статьи: Стив Морс («deep purple»): Десять записей, которые изменили мою жизнь.