Лучшие "живые" альбомы. Хард-рок и хэви-метал. 1972 год

Продолжение серии обзоров лучших "живых"альбомов. Напоминаю, что заметки разбиты на три условных категории: "прогрессив", "хард-рок и хэви-метал" и "другие жанры и стили". Обзоры публикуются в хронологическом порядке, начиная с 60-х годов прошлого века. На очереди хард-рок и 1972-й год.

Обложки дисков взяты на metalmusicarchives

Сразу скажу, что 1972-ой не назовешь самым продуктивным годом по части выхода концертных записей такого музыкального направления как хард-н-хэви. Но количество компенсируется качеством. Именно в 1972-ом увидел свет знаменитый, сногсшибательный, шедевральный "Made in Japan" от любимцев отечественной меломанствующей публики.

Deep Purple "Made in Japan". Рейтинг Metalmusicarchives - 4.29; Рейтинг Allmusic - 4.75; Рейтинг Progarchives - 4.51.

Есть альбомы точно и четко отражающие дух времени, но и слушать их надо со скидкой на эпоху, на её культурные приметы, на обстоятельства, сопутствующие рождению произведения, на особенности музыкальной моды той поры. А есть записи вневременные. Их меньше. Но они не отражают эпоху, а сами создают её. Не следуют за модой, а формируют долгосрочные тенденции. Обозреваемый диск как раз из последней категории.

Много писать об истории создания "Made in Japan" вряд ли стоит. Материалов навалом. Все заинтересованные лица давно в курсе дела. Поэтому кратко и тезисно. Концертник был действительно записан в Японии, как это следует из названия, в Токио и Осаке в течение трех августовских вечеров 1972-го. В Великобритании пластинку выпустили в декабре того же года, а в США - в апреле 1973 года. Она засветилась в чартах восьми стран и получила кучу сертификатов по итогам продаж.

Всего в разных вариациях было исполнено 9 композиций с трех на тот момент последних дисков DP плюс кавер на Lucille Литл Ричарда. 7 вещей из 10-ти вошло в "классическое" первое издание. Остальные появлялись на разных вариантах переизданий. Отмечу, что вся десятка - это золотой фонд, не только группы Deep Purple, но и рок-музыки в целом.

Качество произведенной записи оказалось эталонным. Чьей тут заслуги больше, самой группы или продюсера Мартина Бёрча (Martin Birch), на сей раз выступившего в роли звукооператора, можно спорить, но факт остается фактом. "Сделанный в Японии" стал краеугольным камнем, вехой и примером для подражания не только для групп хард-рока, но и нарождавшегося нового стиля хэви-метал.

Кроме того "Made in Japan" показал, что концертник с правильно выбранным сет-листом, сыгранный на пике карьеры и записанный в нужном месте и в нужное время может быть не только коммерчески успешным, но и просто лучшим в дискографии коллектива.

Любопытный факт. Альбом трижды входил в списки лучших самых влиятельных и авторитетных музыкальных изданий разной стилистической направленности.

Kerrang! "100 Greatest Heavy Metal Albums of All Time" 75 место (1989)

New Musical Express "50 Best Live Albums" 13 место (2011)

Rolling Stone reader's poll "10 Best Live Albums" 6 место (2012)

Ютуб-сайт Thesigvardi

Slade "Slade Alive!". Рейтинг Metalmusicarchives - 4.00; Рейтинг Allmusic - 4.25.

Ещё один, как и "Made in Japan", этапный для выпустившей его группы альбом. Ещё один считающийся поклонниками (да и музыкальными обозревателями тоже) выдающейся записью. Ещё один из лучших живых альбомов на все времена.

А дальше пойдут отличия двух знаменитых дисков. К моменту записи и издания "Slade Alive!" за плечами группы, сначала называвшейся Ambrose Slade, были всего лишь два не слишком удачных диска "Beginnings" (1969) и "Play It Loud" (1970) и некоторое количество синглов разной степени успешности. Небольшой перелом в череде неудач наметился в 1971-ом и начале 1972-го, когда три сингла Slade "Get Down and Get With It", "Coz I Luv You" и "Look Wot You Dun" попали в чарты нескольких стран, включая Великобританию.

Наметившуюся тенденцию менеджер и продюсер группы Чес Чендлер (Chas Chandler) предложил поддержать выпуском концертного альбома. Была снята Command Theatre Studio в центре Лондона (это вам не турне по лучшим залам далекой азиатской страны), где Slade в присутствии около двух сотен своих поклонников дали три концерта, наиболее удачным из которых оказался второй. Он и попал на пленку, а затем и на дорожки виниловой пластинки. Стоит отдать должное чутью участников группы, настоявших, чтобы для издания использовался первоначальный оригинальный микс, а не ремикс, сделанный Чендлером. Естественность происходящего стала весомым козырем "Slade Alive!", который стал первым в альбомном чарте Австралии, вторым - в Великобритании, и даже попал в список Billboard, хоть и на 158-е место.

Своих песен, из семи исполненных в тот вечер, на записи оказалось всего три.

Обратите внимание: Лучшие лидеры в кпоп. Часть 2..

Причем две их них - это эксклюзив, нигде более на лонгплеях Slade не звучащий. А остальные четыре трека - каверы на Ten Years After, Lovin' Spoonful, Steppenwolf и Бобби Марчана (Bobby Marchan), американского ритм-энд-блюзового исполнителя. Что поделаешь, раскрученного материала у Slade в отличие от Deep Purple на тот момент было не так уж много.

А вот рок-н-ролльной отвязности, грохочущих ритмов, "жирных" гитар, кричащего вибрирующего вокала, умения раскачать аудиторию было изрядное количество. Единение группы и аудитории отлично чувствуется на "Slade Alive!". Забавно, что среди музыкантов, участвовавших в записи, кроме четырех постоянных участников значится ещё и неизвестный зритель, сыгравший на тамбурине на четвертом треке. Не могу вспомнить ничего подобного у других команд. В голову приходит только Стинг, достаточно случайно попавший на "Money for Nothing" Dire Straits. Но то Стинг, а не безымянный завсегдатай лондонских пабов.

Любопытный факт. Песня авторства Бобби Марчана, та самая "Get Down and Get With It", с которой начался успех Slade, стала известной и популярной в Англии в исполнении Литл Ричарда. Диджеи любили заводить именно этот сингл на дискотеках в родном для Slade Вулверхэмптоне. Ох уж этот Литл Ричард! Видимо придётся таки делать о нём и его песнях отдельный материал...

Ютуб-сайт SK

Cream "Live Cream Volume II". Рейтинг Metalmusicarchives - 3.86; Рейтинг Allmusic - 4.00.

Последний из обозреваемых сегодня альбомов относится к числу релизов, издаваемых значительно позже официального распада какой-либо группы. К такого рода изданиям можно относится по-разному. И просто как к средству ещё раз заработать на том же музыкальном материале и артистам, и издающему лейблу. При этом достоинства самой записи в расчет не берутся. И как к возможности для поклонников услышать знакомые песни в другом исполнении, открыть для себя какие-то нюансы, лишний раз насладиться мастерством кумиров. Второй вариант предполагает, что материал имеет определенный достойный уровень. Что, разумеется, не исключает и коммерческой стороны дела.

Говоря о "Live Cream Volume II", я бы всё-таки склонился ко второму из описанных выше вариантов. Одна из лучших (если не лучшая) "живых" групп второй половины 60-х выпуском полноценного концертного альбома, запечатлевшего её на пике формы, компенсирует отсутствие такового в её "прижизненной" дискографии. "Volume II" - гораздо более амбициозный альбом, чем его уже упоминавшийся в данной серии заметок предшественник "Live Cream" (1970). Он предлагает чуть больше песен и включает концертные версии двух радио-хитов (в отличие от треков, вошедших в репертуар предшественника). Это реально та запись (наряду с DVD "Farewell Concert" (1987-2005)), которую просто необходимо послушать всем, кто хочет понять, какими Cream были на сцене. На альбоме всего один продолжительный около-джазовый джем длиной 13 минут. Это последний трек "Steppin' Out". Остальные песни относительно компактны и представляют поп/роковую сторону команды.

Использовалось самое современное для того времени мобильное записывающее оборудование, с помощью которого звукоинженеры Том Дауд и Билл Халверсон запечатлели подлинный мощный звук пауэр-трио. Есть ощущение, что слушатель находится в первом ряду и может расслышать все нюансы игры Клэптона, Брюса и Бейкера. Композиции взяты из выступлений группы в марте 1968-го в Сан-Франциско и в октябре того же года в Окленде.

Ютуб-сайт OLD TAPES

И традиционный опрос:

Автор заметки - БиС.

#slade #Deep purple #cream #живые альбомы #hard rock

Лучшим "живым" альбомом харда 1971 года по результатам предыдущего опроса стал Free "Live".

Предыдущие заметки:

Лучшие "живые" альбомы. Хард-рок и хэви-метал. 1964-1967.

Лучшие "живые" альбомы. Хард-рок и хэви-метал. 1969 год.

Лучшие "живые" альбомы. Хард-рок и хэви-метал. 1970 год.

Лучшие "живые" альбомы. Хард-рок и хэви-метал. 1971 год.

Больше интересных статей здесь: Музыка.

Источник статьи: Лучшие "живые" альбомы. Хард-рок и хэви-метал. 1972 год.